Методические рекомендации по самоанализу занятия

Сходить на урок к самому себе 

(методические рекомендации по самоанализу занятия)

Анализируя результаты проведенного занятия (без анализа нельзя построить следующие занятие эффективно), необходимо обратить особое внимание на следующие критерии:

  1. Доступность ознакомления учащихся с темой, планом и конкретными задачами урока.
  2. Соответствие использованных методов цели и содержанию занятия, эффективность их применения; интересные и неудачные моменты на занятии. 
  3. Рациональность развития познавательной активности учащихся; использование активных методов, самостоятельной работы, наличие элементов исследовательской деятельности; интенсивность (плотность) деятельности учащихся на занятии.
  4. Результативность использования новых прогрессивных подходов и методических приемов (изучение материала крупными блоками, опорные сигналы и алгоритмы, прием опережения и т. п.).
  5. Оптимальность привития учащимся умений учебного труда.
  6. Степень самостоятельной работы учащихся, их умение применять полученные знания в конкретной ситуации; степень усвоения на занятии основного содержания материала.
  7. Воспитательная эффективность организации работы учащихся на занятии.
  8. Оптимальность форм и методов проверки знаний учащихся, их соответствие современным требованиям и эффективность; сочетание текущего и тематического учета знаний.
  9. Эффективность использования наглядности и ТСО, приемы индивидуального обучения, раздаточный дидактический материал, организация групповой работы.

10.Рациональность распределения и использования учебного времени согласно этапам занятия.

11.Соблюдение санитарно-гигиенических, психологических и этических требований к занятию (чистота, освещенность, проветренность помещения, рассадка учащихся, их внешний вид и эмоциональное (физическое) состояние).

14.Учет индивидуальных особенностей учащихся и особенностей конкретного детского коллектива.

15.Создание благоприятного микроклимата на занятии, положительного стиля взаимоотношений с учащимися.

 

Психологическая оценка урока:

  1. Уровень организации занятия (доля спонтанности воздействия педагога в настрое детей на урок).
  2. Соотношение репродуктивной и самостоятельной творческой деятельности учащихся, развитие их мышления.
  3. Соотношение монологического, диалогического общения между педагогом и детьми на занятии.
  4. Темп и уровень сложности материала, его адекватность возрасту и контингенту учащихся.
  5. Соответствие форм и методов учебной работы возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся.
  6. Оснащенность занятия средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей разных психологических типов (аудиальный, визуальный, кинестетический).

 

Психологический анализ деятельности учителя на уроке:

  1. Наличие физической или психической дистанции между педагогом и детьми («над», «рядом», «вместе»).
  2. Преобладающее настроение.
  3. Коммуникабельность, умение устанавливать контакт с группой и с каждым учеником.
  4. Способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность).
  5. Соотношение индивидуального и группового общения на занятии.
  6. Способность к делегированию полномочий учащимся.
  7. Умение учащихся слушать.
  8. Индивидуализация и дифференциация учебной работы с учащимися.
  9. Стимулирование понимания и запоминания, самостоятельности мышления.

10.Работа по формированию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация и др.).

11.Соотношение принуждения и приглашения в способах организации учебной работы.

12.Эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладание эмоций.

13.Увлеченность излагаемым материалом.

14.Индивидуальная манера поведения педагога соответственно его темпераменту.

15.Внешний облик педагога (поза, мимика, одежда, прическа, чувство вкуса).

 

поделиться в: