Методисту
Развитие педагогической науки и практики в Республике Беларусь, изменения, происходящие на современном этапе в системе образования, рост требований, предъявляемых обществом и государством к профессиональной компетентности педагогов, требуют постоянного обновления знаний учителя, совершенствования его профессиональных умений, свободного владения современными образовательными технологиями.
Характерным для настоящего времени становится появление принципиально новых средств и технологий обучения, базирующихся на непосредственном использовании современных достижений науки, практики. В этой связи в качестве востребованных выступают, прежде всего, такие технологии обучения как проектное обучение, перевёрнутое обучение и кооперативное обучение, исследовательские технологии, технология активной оценки, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технология развития критического мышления, технология «дополненная реальность».
Сегодня система дополнительного педагогического образования нацелена на высокое качество повышения квалификации специалистов образования на основе принципов непрерывности, опережающего развития, интеграции достижений психолого-педагогической науки и инновационной образовательной практики.
Признанная социально-культурная миссия учительства и необходимость профессионально решать возникающие в условиях современной педагогической реальности задачи обусловливают необходимость ориентации процесса дополнительного образования педагогов на формирование актуальных профессиональных компетенций общего и специального характера; предметного, межпредметного и метапредметного уровней. В то же время очевидно, что работа по повышению профессиональной компетентности педагогов должна проводиться на основе постоянной диагностики, целенаправленной рефлексивной деятельности.
Изучение уровня профессиональной компетентности педагогических работников Республики Беларусь проводится ежегодно, начиная с 2003 года. Социологическое исследование профессиональной компетентности педагогов в 2022 году проводилось в соответствии с приказом Министра образования от 02.09.2021 № 623 «О проведении мониторинга (изучении) качества общего среднего образования в 2021/2022 учебном году».
В ходе проведения исследования профессиональной компетентности педагогических работников республики с целью выявления специфики участия и понимания роли педагога в формировании и развитии личности обучающегося в современных условиях были определены: способность педагогических работников к формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей обучающихся: способность педагогических работников обеспечить воспитание личности с гуманистическим мировоззрением, критическим, социально и экологически ориентированным мышлением, активной гражданской позицией, национальным самосознанием в условиях открытого поликультурного общества; готовность к духовно-нравственному воспитанию детей, умение организовывать социально значимые инициативы обучающихся с опорой на лучшие традиции коллективного воспитания, формировать у них установку на здоровый образ жизни, осуществлять профилактику вредных привычек, агрессии; владение навыками работы в цифровой образовательной среде; способность предвосхищать социальную ситуацию развития современного ребенка и другие.
Опрос показал, что все предлагаемые для оценки социокультурные педагогические качества имеют высокий и достаточный уровни сформированности (полностью сформированы, реализуются и в целом сформированы требуют некоторых разъяснений). При этом максимальное значение полного уровня сформированности, по результатам опроса, демонстрирует педагогическое качество «готовность к духовно-нравственному воспитанию детей, организации социально значимых инициатив обучающихся с опорой на лучшие традиции коллективного воспитания; здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, агрессии» (57,6%), минимальное - «владение педагогами навыками работы в цифровой образовательной среде» и «готовность к работе в условиях реализации принципа инклюзии в образовательном процессе» (23%).
В процессе исследования педагогические работники давали оценку своему профессиональному развитию, педагогической практике, профессиональным вызовам, качеству педагогической деятельности и специфике процессов обратной связи в профессиональной сфере. Руководители учреждений образования и методисты характеризовали компетентность педагогов по вопросам знания нормативных правовых актов; владения содержанием учебного предмета, методами, приемами и технологиями обучения; организации воспитательной (в т.ч. внеурочной) деятельности; взаимодействия с законными представителями обучающихся, коллегами и др.
Результаты проведенного в масштабах республики социологического исследования профессиональной компетентности педагогов свидетельствуют о достаточно высоком уровне сформированности профессиональных компетенций учителей.
В процессе исследования изучался уровень владения педагогами различными методами и технологиями обучения. По полученным данным, учителя в большей степени владеют игровыми, а также информационно-коммуникационными технологиями (85%), на втором месте по уровню владения – исследовательские технологии, проектные технологии, технологии критического мышления и активной оценки (70-75%), на третьем месте – кооперативное обучение, «перевернутое» обучение и технология «дополненная реальность» (60-65%).
Существенной разницы между уровнем профессиональной компетентности городских и сельских педагогов не наблюдается, однако заметно некоторое «отставание» сельских учителей по следующим показателям: умению организовывать поддерживающие и стимулирующие занятия; владению содержанием преподаваемого предмета; владению современными формами и методами обучения.
Затруднения, возникающие у педагогов, связаны с различными направлениями профессиональной деятельности – от компетентности в области преподаваемого учебного предмета (58,1%) до применения в профессиональной деятельности электронных образовательных ресурсов (55,7%).
Наибольшая степень осознаваемых затруднений связана:
o с недостаточной компетентностью в области преподаваемого учебного предмета и готовностью преподавать его на повышенном уровне;
o с внедрением и использованием инновационных технологий, методов и форм работы;
o с недостаточным уровнем умений учитывать в процессе обучения особенности учащихся (одаренных и высокомотивированных, с особенностями психофизического развития, отклоняющимся поведением);
o с трудностями в применении современных электронных образовательных ресурсов, организацией самостоятельной работы учащихся с использованием ИКТ;
o с недостаточным уровнем умений устанавливать профессиональные связи с коллегами и продуктивно взаимодействовать с законными представителями учащихся;
o с трудностями в распознавании симптомов «профессионального выгорания» и владением способами его преодоления;
o с недостаточным уровнем мотивации к профессиональному самообразованию и развитию;
o с недостаточной психологической готовностью к инновационной деятельности;
o с отсутствием готовности к работе в условиях реализации принципа инклюзии в образовательном процессе.
Именно эти социологические данные требуют дополнительного внимания в процессе организации и осуществления повышения квалификации педагогических работников на всех уровнях. Проведенное исследование является основой для формирования программ профессионального развития педагогов, программ более детальной диагностики образовательных и профессиональных потребностей педагогических кадров, а также носит рекомендательный характер для проектирования систем управления кадровым потенциалом в учреждении образования и принятия соответствующих управленческих решений.
Приложение А. Профилактика эмоционального выгорания педагогических работников.
Приложение Б. Педагогическая поддержка одаренных и талантливых учащихся в системе воспитательной работы.
Приложение В. Допрофильная подготовка учащихся и профильное обучение на третьей ступени общего среднего образования.
Приложение Г. Перевёрнутое обучение в образовательном процессе.
Приложение Д. Система управления обучением Moodle как средство организации электронного обучения.
Приложение Е. Облачные сервисы и электронные ресурсы в педагогической практике.
7. Рекомендации по обучению педагогов умению устанавливать контакты с родителями
8. Организация работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся