Онлайн-университет для родителей

Тема: «Воспитание культуры речи школьников в семье»


  Тема: «Развитие коммуникативных способностей детей»

     Уважаемые родители!  Этот материал поможет Вам подробнее узнать о коммуникативных навыках и как сформировать их у детей.

              Что такое коммуникативные навыки?

     Для личности, живущей  среди людей, умение общаться, устанавливать взаимоотношения  является  необходимостью. В переводе с латинского термин «коммуникативность» подразумевает умение человека   устанавливать контакты с окружающими и является неотъемлемой частью его нравственно-этического воспитания.

            Задача взрослых  -  привить  детям следующие навыки, необходимых для полноценного развития:

- понятно выражать эмоции, чувства, а также мысли;

- вежливо  воспринимать информацию  и делиться идеями, чувствами с другими на взаимной основе.

         Первоначальные склонности к коммуникации у всех людей разные. Некоторым общение даётся легко и непринуждённо, а у кого-то могут возникнуть сложности. Важно учитывать персональные психологические особенности ребёнка при развитии социальных навыков. Но при любых начальных способностях есть возможность улучшить коммуникативные черты ребенка.

Главные навыки, которым  надо уделить максимальное внимание.

1. Развитие у ребенка желания общаться.

2.  Усвоение принципов и правил взаимного контакта с окружающими в различных ситуациях ( беседа или конфликт).

3. Расширение практических навыков, в том числе:

- внимательное обращение к тому, с кем общаешься;

- привлечь его внимание к  своей личности;

- умение доказать собеседнику, что предлагаемый для  него материал очень важен;

- доброжелательность;

- признание мнения собеседника;

- умение заинтересовать другого человека своей идеей;

- способность слушать, проявлять внимание к участнику диалога.

    Родителям уделять достаточное внимание работе с коммуникативными навыками желательно с первых дней. Рассмотрим этот процесс в разные годы жизни детей младшего возраста.

До 2 лет.

         В этот период ребенок общается только с семьёй. Родители проявляют  реакцию  на его поведение, обращаются к младенцу лично. Он же воспринимает такие действия по слуху, зрением и ощущениями. В основном всё взаимодействие происходит с помощью жестов, мимики и звуков.

От 2 до 4 лет.

         Далее малыш начинает контактировать с ровесниками. Наступает время идти в детский сад, где круг общения дополняется воспитателями и другими детьми. Жестов и звуков становится недостаточно для выражения эмоций, соответственно, появляется необходимость в развитии  речевых навыках.

От 4 до 6 лет

         По мере взросления ребенок всё больше знакомится с внешним миром, и его принятие этого мира  претерпевает изменения. Количество контактов с разными людьми постепенно увеличивается. А с наработкой опыта появляется понимание правил общения.

От 6 лет и старше.

      С наступлением школьной поры область коммуникации становится ещё шире, теперь в ней отмечается увеличение числа незнакомых людей. Манера поведения среди людей  приобретает личный  характер, формируются индивидуальные черты личности. Общение с другими превращается в норму, и правила  взаимодействия в различных ситуациях становятся более доступными для понимания. Отмечается прямая зависимость коммуникативных способностей детей от широты их кругозора, степени раскрытия талантов и лёгкости получения новых навыков.

Причины коммуникативных проблем у ребенка

      Из всех возрастных групп детскую однозначно можно назвать самой активной в плане общения. Для малышей свойственно постоянно делиться информацией, участвовать в коллективных мероприятиях. Однако часто в группе выделяются дети, для которых скорее характерна обособленная позиция.

        Существует несколько объяснений сложностей во взаимодействии с окружающими.

Застенчивый ребенок.

         Робость является одним из основных показателей закомплексованности. У таких детей сформировано мнение, что в случае ошибки над ним будут насмехаться  окружающие. Поэтому такие дети стараются не привлекать к себе внимания, могут избегать даже одобрения и  воспринимать его как угрозу.

   Ребёнок-интроверт (не склонен к общению и с трудом устанавливает  контакты с окружающими). 

   Для интроверта нахождение среди людей может быть вполне комфортным, но одиночество для него предпочтительнее. Даже будучи уверенным в себе, такой ребёнок склонен к тревожности при взаимоотношении с людьми.

Влияние семьи.

   Бесспорно, огромное воздействие на формирование личности малыша оказывает семья. Отношение к нему со стороны родственников напрямую сказывается на том, как он воспринимает свою позицию в обществе. Дети из семей, где царит атмосфера взаимопомощи, поощряются любые начинания, в социуме также не боятся самовыражаться и легче находят одобрение. Противоположная модель поведения свойственна ребёнку, которого игнорируют и чьи успехи обесценивают в кругу родственников.

        Как понять, что коммуникативные навыки не развиты ?

Для здоровых, гармонично развитых детей характерно формирование коммуникативных навыков к семи годам. Тревожным показателем становится отсутствие склонности общаться с окружающими.

   Стоит присмотреться к ребёнку, если он чрезмерно активен, невнимателен, игнорирует запреты, постоянно выбивается из общения со сверстниками. Данные симптомы могут свидетельствовать о синдроме дефицита внимания.

    Помимо этого, на навыки общения у малышей оказывают влияние стеснительность, тревожность, сложности адаптации к группе, неадекватные принципы воспитания в семье. В случае критического воздействия этих факторов для их коррекции стоит воспользоваться услугами психолога.

     Роль родителей в формировании коммуникативных умений у детей очень велика.     Именно с них начинается развитие культуры речи у ребенка. Воспитание культуры речи имеет особое значение. Навык грамотно выражать мысли, широта словарного запаса и манера разговора говорят об уровне  культуры человека. Начальную культуру речи ребёнок приобретает дома. В первую очередь, на формирование этой культуры оказывают влияние родители и все, кто проживает дома. Особенно важно, как взрослые общаются между собой: интонация голоса, жесты, слова, дикция.

      Родители должны научить детей вежливому обращению со взрослыми, умению слушать указания взрослых. Дети не должны переходить на крик.

     Важным является отсутствие в речи  детей слов-паразитов. В семье дети должны научиться бесконфликтному общению: умению слушать собеседника, воспринимать его информацию.

 


КОНСТРУКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Вместе с тем связь ребенка с его родителями внутренне конфликтна. Если дети, взрослея, все более приобретают желание ослабления этой связи, то родители стараются, чтобы она сохранялась как можно дольше. Родители хотят поделиться своим опытом, предостеречь, а дети стремятся приобрести собственный опыт, даже ценой потерь. Этот внутренний конфликт способен порождать множество проблем, причем проблемы независимости начинают проявляться довольно рано, фактически с самого рождения ребенка. Достаточно вспомнить первые самостоятельные шаги, первое «Я сам!», выход в более широкий мир, связанный с началом посещения детского сада...

 Поэтому каждый  день в семейном воспитании родители должны определять границы дистанции. Предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности определяется,  прежде всего, возрастом ребенка, приобретаемыми им в ходе развития новыми навыками, способностями и возможностями взаимодействия с окружающим миром. Многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям. В одних семьях первоклассник ходит в магазин, отводит в детский сад младшую сестренку, ездит на занятия через весь город. В другой семье подросток отчитывается во всех, даже мелких, поступках, его не отпускают в походы и поездки с друзьями, охраняя его безопасность. Он строго подотчетен в выборе друзей, все его действия подвергаются строжайшему контролю.

Первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

 Подчеркивание необходимости создания у ребенка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Не так редки случаи, когда дети, повзрослев, утрачивают  эмоциональные связи с самыми близкими людьми. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят нелюбящие родители.

Главное требование к семейному воспитанию — это требование любви. Необходимо любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним.  Ребенок должен быть уверен, что его любят, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, потому что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все плохие личностные черты у детей возникают при недостатке любви.

Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того, воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни детей, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.

Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различиях опыта. Однако ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним.

Конечно, взрослый обладает силой, опытом, независимостью, а ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Однако, под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются сами, их душевный мир становится добрее.

Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним?

Прежде всего,  необходимо отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для некоторых родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз нужно тебе объяснять!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить». Родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание, какой бы ситуацией оно ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви.

Нельзя оценивать негативно самого ребенка, а нужно оценивать только сам необдуманный поступок.

Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истинной родительской любви:  «люблю тебя потому, что ты есть, люблю такого, какой есть». Такая позиция будет  ориентировать ребенка на развитие, постоянное совершенствование.

 


Коммуникативная компетентность детей и ее роль в системе карьерного роста человека

Уважаемые родители! Мы продолжаем с вами онлайн – диалог на тему коммуникативной компетентности. Сегодня речь пойдет о значении коммуникативной компетентности в карьерном росте человека.

С древних времен известно, что самое важное место в жизни общества занимает общение. Без общения невозможны развитие и воспитание личности, коммуникативное взаимодействие между людьми в социуме, а также обмен, передача и получение информации в таких сферах, как обслуживание, управление, педагогика, юриспруденция, культура и т.д. Общение также занимает одну из немаловажных ролей в усвоении людьми культурных и общечеловеческих ценностей, получении общественных навыков и опыта. Когда люди общаются, у них происходит обмен идеями, интересами, настроениями и установками. В общении, в первую очередь, необходима культура речи. Культура речи - это те навыки и знания человека, которые обеспечивают ему грамотное применение языка в общении - как на письме, так и в устной речи. Это включает и умение правильно строить фразу, произносить без ошибок те или иные слова и словосочетания, а также пользоваться выразительными средствами речи.

Выделяют следующие основные технологии эффективного общения, которые помогают человеку сделать карьеру и быть успешным на работе:

– стараться сосредотачивать свое внимание на собеседнике и на том, что он пытается передать в своем сообщении;

– слушающему необходимо уточнять у говорящего, правильно ли он понял содержание принимаемой информации, а также ее детали;

– при получении информации от говорящего ни в коем случае нельзя его перебивать, давать различные советы, критиковать, а также подводить итог разговору. Все это можно сделать только после получения информации;

– говорящему следует добиваться того, чтобы его правильно услышали и поняли. Если говорящий не до конца в этом убедился, ему не стоит переходить к новому сообщению;

– следует постоянно поддерживать атмосферу доверия и взаимного уважения между говорящими;

– проявлять искренний интерес к собеседнику, улыбаться ему;

– вести разговор на те темы, которые очень интересны собеседнику;

– запомнить имя человека и постоянно упоминать его в разговоре.

Если правильно соблюдать эти правила, то общение будет приятным и достигнет всех коммуникативных задач и целей, которые до этого были поставлены.

В любой профессии, какой бы она не была, успешность работы будет во многом зависеть от коммуникативной компетентности человека. Люди общаются для того, чтобы получить удовольствие от общения, обменяться новой информацией, провести хорошо время в компании интересного человека.

Обучиться правильному общению можно не только в школе, но и в семье, прежде всего.

Правила общения с детьми, которые сыграют большую роль в будущей профессии и карьере

1. Для развития у ребенка умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: «Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам». Используйте в этом случае пословицу: «Слово – серебро, молчание – золото».

2. Если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом, например: «На мой взгляд, ты забыл сказать что-то важное», сравните: «Сынок, поздоровайся с тетей».

3. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: «Давайте говорить друг другу комплименты».

4. Для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников, например: «Посмотри внимательно на маму. Как ты думаешь, какое у нее настроение? (Грустное.) Давай придумаем, как ее можно развеселить».

5. Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза.

6. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.


Тема:  «Секреты общения с ребенком»

        Сегодня мы раскроем тему, насколько важно общение для ребёнка?

Общение ребёнка с окружающими взрослыми не только условие, но и главный источник его психического развития.  Истории известны факты, когда маленькие дети были лишены общения с близкими людьми, это дети – маугли. Такие дети не владели способами общения с другими людьми, и практически не могли адаптироваться в человеческом обществе.

Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушают формирование личности ребёнка.

В эмоциональном общении со взрослыми закладываются основы будущей личности: способность видеть, слышать, воспринимать мир, развивается познавательный интерес, чувство защищенности, уверенности в себе. Если в первые месяцы жизни ребёнок не получит должного тепла от близких людей, то в дальнейшем это даст о себе знать. Ребёнок будет скованным и пассивным, неуверенным в себе или, напротив, жестоким, агрессивным…

Очень важно, чтобы в семье каждый мог по настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребёнком,  если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.

 Как же надо общаться с ребёнком?

Общение ребёнку необходимо, как пища. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребёнку, наносит удар его психическому здоровью, эмоциональному благополучию.

Научиться правильно общаться с ребёнком нам помогут советы профессора Московского университета Юлии Борисовны Гиппенрейтер.

Прежде всего,  надо любить ребенка не за то, что он умный, спокойный, красивый, а за то, что он Ваш, за то, что он есть!

Психологи доказали, что потребность в любви – одна из основных человеческих потребностей.

 Как Вы выражаете свою любовь к детям?

Нужно говорить детям, что они  вам дороги, нужны, что они просто хорошие.  Эти слова необходимо сопровождать приветливыми взглядами, прикосновениями, ласковыми словами.

 Сколько раз в день Вы обнимаете своего ребёнка?

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день. Она утверждает, что каждому человеку для выживания необходимо 4 объятия в день, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день. Подобные знаки внимания ребенку помогают ему развиваться психически.

Если мы раздражаемся на ребёнка, постоянно одёргиваем и критикуем его, то малыш приходит к обобщению: «Меня не любят». 

Как родители должны выражать своё недовольство ребёнком?

Специалисты рекомендуют: для того, чтобы Вы могли проанализировать, насколько правильно Вы общаетесь со своим ребёнком, мы предлагаем вам выполнить небольшое задание. Ответьте, пожалуйста, себе на несколько вопросов.

  • Посчитайте, сколько раз в течение дня Вы обращались к ребёнку с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой)?
  • Сколько раз с отрицательным упрёком, замечанием?
  • Сколько раз в течение дня Вы обнимаете ребёнка (утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считается)?
  • Какие ласковые слова Вы используете в общении с ребёнком?
  • Какими словами Вы называете ребёнка, когда сердитесь?

  Мы предлагаем Вам принципы эффективного общения с ребёнком.

  • Сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспитания и общения с детьми.
  • Дети постоянно должны  чувствовать любовь близких к себе.
  • Принимать ребёнка следует таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
  • Проявляете интерес к ребёнку во время общения, кивком головы, одобрением и т.д.
  • Поддерживайте стремление ребёнка к общению со взрослыми членами семьи.
  • Общение должно иметь положительный эмоциональный тон. Чаще улыбайтесь ребёнку в процессе общения с ним.
  • Замечайте успех и достижения ребёнка, радуйтесь вместе с ним.

       Но особые трудности вызывает у родителей общение с подростком. Мы предлагаем вам 6 советов,  как правильно общаться с подростком, которые помогут вам наладить общение с ним.

  1. Эффективность общения с подростком наступает тогда, когда родитель и ребенок понимают точку зрения друг друга. Поэтому родителям не стоит скрывать свои страхи и переживания в отношении своего чада. Это поможет подросткам научиться понимать поступки родителей.
  2. Что делать, если Вы не удовлетворены компанией вашего подростка? Тогда не просто запрещайте компанию, а поговорите с ним о вреде, который она причиняет ему. Избегайте унижать подростка, назвав его слабым человеком или тем, кто легко подпадает под влияние других людей.
  3. Старайтесь в разговоре не вдаваться в ненужные аргументы или подробности, выспрашивая их у подростка. Если разговор превращается в жаркие споры, прекратите его. Как взрослый и старший человек, будьте для подростка в этом примером. Вы можете начать разговор позже, когда оба остынете и появится соответствующий момент.
  4. Не всегда поддавайтесь на требования Вашего подростка. Иногда нужно дать ему понять, что есть установленные границы, которые нельзя самостоятельно нарушать.
  5. Разговаривая с подростком, всегда показывайте, что доверяете ему и что хотите продолжать верить в него. Поощряйте его быть честным, чтобы не подрывать ваше доверие к нему.
  6. Избегайте говорить с подростком тоном приказа. Например: «Я тебе сказал сделать…; ты обязан…; давай быстрее». Обычная реакция подростка на такой разговор – это раздраженность, желание оправдаться или принципиальное молчание. Лучше говорить так: «Уже всё на столе, пожалуйста, давай быстрее, тебя все ждут». «Скоро будем кушать, пожалуйста, приходи за стол через 5 минут». Предупреждая заранее подростка, вы даете ему время закончить свои дела.

4 ошибки в общении с детьми

Крик. Постоянно кричать на детей — значит эмоционально их подавлять. Дети очень чувствительны, и остро реагируют на психологическое давление. Постоянный крик развивает в них отрицательные механизмы защиты от родительской истерики. Они становятся замкнутыми или принципиально непослушными.         

Наказание. Многие родители общаются с детьми через наказание. Когда дети плачут, они указывают на ремешок или показывают жест, обозначающий наказание, чтобы напугать их. Но это самый разрушительный способ общения, вызывающий у ребенка вину, стыд, унижение.

Возможно, родители добьются послушания и подчинения. Но тем самым сделают из них инвалидов общения, с потерянным чувством собственного достоинства.

Неумение сдерживать свое слово. Некоторые родители дают детям много обещаний, которые затем не в состоянии выполнить. Это плохая привычка. Невыполненное обещание заставляет ребенка сомневаться в родительских словах.

Сравнение с другими. Общение сводится к постоянному сравнению, которое провоцирует детей ввязаться в «крысиные гонки» с другими. Родители побуждают их идти по головам конкурентов, чтобы преуспеть во всех областях жизни. Ставя перед детьми нереалистичные ожидания, родители собственными руками делают их неуверенными в себе и менее умными.

Последние мысли про общение с детьми

Итак, что нужно делать родителям и взрослым, чтобы у них было хорошее общение с детьми?

  • Ежедневно интересоваться ими.
  • Практиковать и еще раз практиковать, развивая искусство общения.
  • Быть хорошим образцом для подражания и своим примером учить ребенка эффективному общению. Этот урок научит их правильно общаться уже со своими, будущими детьми.