Справка о результатах реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений»
Сроки реализации 2020-2023 годы (скачать)
Инновационный проект
«Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских,
молодёжных общественных объединений» (скачать)
Социально-воспитательная среда ГУО «Гродненский районный центр творчества детей и молодежи» как перспективный ресурс формирования коммуникативной компетентности обучающихся
Финогенова Анна Владимировна,
заведующий отделом ГУО «Гродненский районный центр творчества детей и молодежи»
Коммуникативная компетентность рассматривается нами как способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности. Она предполагает в равной степени и освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей, и понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий. Особенно важен "ментальный" аспект - осмысление социальной среды, осознанное выстраивание отношений с окружающими людьми, как считает кандидат социологических наук Веселкова Н. В. Этим и определяется существенная роль учреждения образования в формировании коммуникативной компетентности обучающихся.
Реализация инновационного проекта «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений» показала, что эта тема становится в учреждении образования все более актуальной и обсуждаемой, но это еще не говорит о наличии существующей педагогической практики.
Что же для родителей и учителей означает термин «коммуникативная компетентность»? Какие смыслы они вкладывают в это словосочетание? На этот вопрос смогли или пожелали ответить только 40% от числа опрошенных родителей. Они считают, что коммуникативная компетентность – это умение вести себя в обществе, знания об обществе.
Понимание коммуникативной компетентности педагогами представлено следующими вариантами ответов: умение разобраться в жизненной ситуации, найти способы решения любой жизненной проблемы; способность восприятия нового; самостоятельное мышление; самореализация личности; умение общаться с людьми.
Однако на вопрос о наличии практического опыта у педагогов по формированию коммуникативной компетентности обучающихся положительный ответ дали только 49,7 % учителей и педагогов дополнительного образования. Как следствие, нами было обеспечено интегративное взаимодействие педагогов дополнительного образования детей и молодежи и учителей школ – участников проекта.
И поскольку в социально – воспитательную среду включены и педагоги и родители, мы сочли необходимым расширить их знания и познакомить с современными практиками по вопросам формирования коммуникативной компетентности.
С целью развития профессиональных компетенций и инновационной культуры педагогов создана «Коучинговая площадка». Занятия проводятся в активной форме: кейс «Как приобщить учащихся и родителей к участию в инновационном проекте с наибольшей эффективностью для всех?», коучинг – сессия «Особенности коммуникативной деятельности педагога», тренинг: «Приоритетные направления взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями по формированию и развитию у обучающихся коммуникативной компетентности», семинар - практикум «Мастерство педагога по развитию коммуникативной компетентности учащихся», тренинг «Эффективное общение». По мнению педагогов, эти занятия способствовали формированию у них инновационного социально – ценностного педагогического опыта по вопросам коммуникативной компетентности и внедрения его в практику своего учреждения образования.
Для педагогов создана также электронная библиотека необходимой литературы.
Одним из педагогических условий формирования коммуникативной компетентности у учащихся является повышение воспитательной активности родителей и культуры общения в семье. С целью объединения усилий педагогов и родителей как участников социально – культурной среды и важного ресурса формирования коммуникативной компетентности обучающихся, площадкой для работы с родителями стал «Оnline – университет», в котором они получают знания и практические навыки по вопросам формирования коммуникативной компетентности у детей, опыт взаимодействия в семье.
После первого занятия «Введение в проблему коммуникативной компетентности» 98% родителей проявили интерес к теме и стали партнерами педагогических коллективов в реализации инновационного проекта. На вопрос «Полезна ли была Вам эта информация?» - 90,6% ответили «да». На вопрос «Желаете ли Вы стать участником нашего проекта?» - 90,6% ответили «да». 87 % родителей отметили, что не задумывались раньше о значимости в формировании коммуникативной компетентности семьи и о значении данной компетентности в становлении личности. В течение 2021- 2022 г.г. обсуждены вопросы: «Роль семьи в формировании коммуникативной компетентности ребенка». «Как общаться с ребенком», «Коммуникативная компетентность детей и ее роль в системе карьерного роста».
Педагогическая практика показывает, что семья, школа и учреждения дополнительного образования, детские и молодежные общественные объединения, улица, средства массовой информации - это те воспитатели, которые оказывают формирующее влияние на развитие личности, в том числе и формирование коммуникативной компетентности. Ребенок делает выбор в пользу той среды, которая оказывает более сильное влияние. Поэтому мы большое внимание уделяем структурированию социально-воспитательной среды с высокими характеристиками совместной жизнедеятельности. Такими показателями являются: высокий уровень общественного признания социально- воспитательной общности в регионе; содержательная совместная деятельность, ориентированная на высокие социальные ценности; создание имиджа центра творчества как эффективного учреждения образования.
Этому во многом способствует активная роль Гродненского районного исполнительного комитета и Районного Совета депутатов как субъектов социально – воспитательной среды. Участие в районных мероприятиях руководства райисполкома и Совета депутатов, руководителей управлений и отделов райисполкома – это воспитательное пространство, которое создает условия для формирования коммуникативной компетентности и коммуникативной культуры. О районном саммите и его значении в воспитании коммуникативной культуры рассказала директор центра, а я хочу обратить ваше внимание на совместные с районным Советом депутатов семинары с участием членов районного Молодежного парламента и лидеров школьных систем самоуправления. В этом году с участием отдела экономики будут обсуждаться вопросы: «Инициативы Молодежного парламента как ресурс сохранения исторической памяти и профессионального самоопределения учащейся молодежи», «Бизнес для молодежи: перспективы развития».
В соответствии с Программой реализации инновационного проекта нами изучено влияние созданной центром творчества социально – воспитательной среды на формировании коммуникативной компетентности и культуры обучающихся. Получили следующие результаты:
- научились находить успешные формы общения – 53,2 % респондентов;
- уверенность в себе, раскованность воспитали в себе 74,7 %;
- проявлять инициативу в общении научились 68,6 %;
-навыки культурных норм в общении приобрели 62,8 %.
- 87,6 % обучающихся ответили, что созданное воспитательное пространство - результат созидательной и интегрирующей деятельности центра творчества, - это благоприятные условия для их самореализации.
Анализ выполнения
Плана сетевого взаимодействия субъектов методического кластера по формированию инновационной образовательной среды в Гродненском районе на 2021 год
Введение в проблему коммуникативной компетентности
(ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
С 1 сентября 2020 года педагогический коллектив центра творчества детей и молодежи реализует новый инновационный проект «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений».
Сроки реализации: 2020–2023
Цель проекта: формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся как условия успешной социализации, адаптации и самореализации личности в современных условиях жизни в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационного проекта:
- проанализировать отечественную и зарубежную философскую, психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования и развития коммуникативной компетентности, эффективный опыт организации работы по развитию коммуникативной компетентности обучающихся в учреждениях образования, детских и молодежных общественных объединениях Республики Беларусь;
- внедрить и усовершенствовать с учетом специфики учреждения образования модель формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений;
- разработать механизм внедрения модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений в социальное пространство учреждения образования, региона;
- разработать методическое обеспечение, определить оптимальные формы и методы формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений;
- обобщить опыт работы участников инновационной деятельности и разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению инновационной модели в образовательную практику.
Актуальность инновационного проекта обусловлена необходимостью формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой творческой личности. Такая задача сформулирована в Концепции и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016–2020 гг. Центральной проблемой воспитания разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности является формирование коммуникативной компетентности обучающихся.
Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей, она обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни.
По мнению Д.А. Иванова, К.Г. Митрофанова, О.В. Соколовой, существует три причины, указывающие на то, что коммуникативная компетентность является ключевой:
- Общественный запрос, или «вызовы времени». Первый запрос связан с ощущением дефицита в практических коммуникативных умениях выпускников школы. Не случайно мы наблюдаем сейчас всплеск интереса к различным коммуникативным тренингам, курсам делового общения и т. п. Решение проблемы определяется сегодня не столько уникальностью мышления того или иного специалиста, сколько эффективной организацией коллективной работы разных специалистов, т.е. их коммуникативной компетентностью. Возросла роль электронных коммуникационных систем. В связи с этим появилось много новых понятий: «виртуальные переговоры», «телеобмен», «виртуальная конференция» и др. Второй запрос связан со стиранием границ и перемешиванием различных этнических и социальных групп, которые приводят к возникновению поликультурного общества, а последнее, как известно, требует развития компетентности в сфере межкультурной коммуникации.
- Потребности самой сферы образования. Основной задачей образования является развитие практических способностей и умений, необходимых человеку для достижения успеха в личной, профессиональной и общественной жизни, осуществление чего возможно при высокой коммуникативной компетентности.
- Третья причина, выдвигающая коммуникативную компетентность в число ключевых, заключается в том, что коммуникация, понятая как «обмен знаниями (информацией) между индивидами посредством общей системы символов (знаков)», не сводится только к вербальной коммуникации, а является способом и одновременно условием существования любого макро-или микрочеловеческого сообщества.
Формирование коммуникативной компетентности как готовности и способности личности к осуществлению успешного общения, т.е.
достигающего цели (эффективного) и эмоционально благоприятного (психологически комфортного) для участвующих сторон, обеспечивает доброжелательное взаимодействие людей, эффективное решение всевозможных задач общения.
Наиболее эффективным механизмом формирования и развития коммуникативной компетентности, лидерских качеств, активной гражданской позиции обучающихся являются детские и молодежные общественные объединения. Детские и молодежные общественные объединения функционируют на базе учреждений образования и являются субъектами взаимодействия в системе воспитательной работы, социализации, организации досуга и занятости обучающихся.
В Республике Беларусь принят ряд нормативных правовых документов, регулирующих отношения между учреждениями образования и детскими, молодежными общественными объединениями. Ценности, цели взаимодействия учреждения образования и детских, молодежных общественных объединений на основе общих интересов с учетом прав и обязанностей, идеологических ориентиров определены в законодательных документах Республики Беларусь. Участие детей, подростков, молодежи в деятельности общественных объединений способствует формированию и развитию коммуникативной компетентности через включение их в социально значимую деятельность, общение, организацию досуга, занятости и трудоустройства, социализацию и адаптацию учащихся в обществе.
Выбор и актуальность темы инновационного проекта обусловлены наличием противоречий между:
растущей в современном обществе востребованностью успешно социализирующихся выпускников учреждений образования с высоким уровнем сформированности коммуникативной компетентности и их недостаточной подготовленностью к взаимодействию; отсутствием уверенности в собственных силах, низким уровнем компетентности в решении возникающих перед ними жизненных проблем; необходимостью формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в учреждениях образования, детских и молодежных общественных объединениях и недостаточным использованием их воспитательного потенциала; потребностями системы образования в научно-методическом обеспечении процесса формирования коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений и недостаточной разработанностью методик, технологий организации и осуществления данного процесса.
Педагоги учреждения образования должны обеспечить конструктивное взаимодействие с детскими и молодежными
общественными объединениями, волонтерскими формированиями обучающихся, направленное на формирование единой ориентированной на развитие коммуникативной компетентности личности воспитательной стратегии. Они должны уметь оказывать обучающимся – членам детских и молодежных общественных объединений педагогическую поддержку, информационно-идеологическую, организационную, консультационную, методическую помощь, знать специфику различных детских и молодежных общественных объединений, осуществлять с ними эффективную коммуникацию, диалог и сотрудничество.
Основная идея проекта заключается в создании условий для формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся как условия успешной социализации, адаптации и самореализации личности в современных условиях жизни в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений; разработке механизма внедрения модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений в социальное пространство учреждения образования, региона; определении оптимальных форм и методов формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений.
Ожидаемые результаты:
При реализации данного инновационного проекта будет создана социально-воспитательная среда, в которой формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся будет наиболее эффективным.
Будет реализована система методов и форм, конкретных воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.
Будет отработана на практике система эффективного взаимодействия педагогов учреждений образования и учащихся – членов детских и молодежных общественных объединений, которая будет обеспечивать формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся.
Реализация инновационного проекта окажет содействие в:
- практическом решении проблем формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся;
- во внедрении эффективных методов, форм, технологий в работу педагогов с обучающимися, в реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики в учреждениях образования, взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями;
- воспитании нравственной, активной, творческой, успешной личности обучающегося, обладающей коммуникативной компетентностью;
- повышении уровня удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей качеством образовательного процесса и созданных условий,
направленных на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.