Сходить на урок к самому себе
(методические рекомендации по самоанализу занятия)
Анализируя результаты проведенного занятия (без анализа нельзя построить следующие занятие эффективно), необходимо обратить особое внимание на следующие критерии:
- Доступность ознакомления учащихся с темой, планом и конкретными задачами урока.
- Соответствие использованных методов цели и содержанию занятия, эффективность их применения; интересные и неудачные моменты на занятии.
- Рациональность развития познавательной активности учащихся; использование активных методов, самостоятельной работы, наличие элементов исследовательской деятельности; интенсивность (плотность) деятельности учащихся на занятии.
- Результативность использования новых прогрессивных подходов и методических приемов (изучение материала крупными блоками, опорные сигналы и алгоритмы, прием опережения и т. п.).
- Оптимальность привития учащимся умений учебного труда.
- Степень самостоятельной работы учащихся, их умение применять полученные знания в конкретной ситуации; степень усвоения на занятии основного содержания материала.
- Воспитательная эффективность организации работы учащихся на занятии.
- Оптимальность форм и методов проверки знаний учащихся, их соответствие современным требованиям и эффективность; сочетание текущего и тематического учета знаний.
- Эффективность использования наглядности и ТСО, приемы индивидуального обучения, раздаточный дидактический материал, организация групповой работы.
10.Рациональность распределения и использования учебного времени согласно этапам занятия.
11.Соблюдение санитарно-гигиенических, психологических и этических требований к занятию (чистота, освещенность, проветренность помещения, рассадка учащихся, их внешний вид и эмоциональное (физическое) состояние).
14.Учет индивидуальных особенностей учащихся и особенностей конкретного детского коллектива.
15.Создание благоприятного микроклимата на занятии, положительного стиля взаимоотношений с учащимися.
Психологическая оценка урока:
- Уровень организации занятия (доля спонтанности воздействия педагога в настрое детей на урок).
- Соотношение репродуктивной и самостоятельной творческой деятельности учащихся, развитие их мышления.
- Соотношение монологического, диалогического общения между педагогом и детьми на занятии.
- Темп и уровень сложности материала, его адекватность возрасту и контингенту учащихся.
- Соответствие форм и методов учебной работы возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся.
- Оснащенность занятия средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей разных психологических типов (аудиальный, визуальный, кинестетический).
Психологический анализ деятельности учителя на уроке:
- Наличие физической или психической дистанции между педагогом и детьми («над», «рядом», «вместе»).
- Преобладающее настроение.
- Коммуникабельность, умение устанавливать контакт с группой и с каждым учеником.
- Способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность).
- Соотношение индивидуального и группового общения на занятии.
- Способность к делегированию полномочий учащимся.
- Умение учащихся слушать.
- Индивидуализация и дифференциация учебной работы с учащимися.
- Стимулирование понимания и запоминания, самостоятельности мышления.
10.Работа по формированию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация и др.).
11.Соотношение принуждения и приглашения в способах организации учебной работы.
12.Эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладание эмоций.
13.Увлеченность излагаемым материалом.
14.Индивидуальная манера поведения педагога соответственно его темпераменту.
15.Внешний облик педагога (поза, мимика, одежда, прическа, чувство вкуса).