Алгоритм оценивания учебных достижений учащихся
по примерной формулировке вопросов и заданий
Если вы владеете знаниями, то дайте зажечь от них свои светильники знаний другим.
Т. Фуллер
Низкий уровень обученности – деятельность пассивная (узнает, выделяет, подчеркивает, выбирает, показывает).
Удовлетворительный уровень – деятельность активная (отвечает сам, воспроизводит в памяти, но не доучил).
Средний уровень – осознанно воспроизводит материал, мышление репродуктивное (ответ полный, правильный, понимает, что говорит, заменяет слова на синонимы).
Достаточный конструктивный уровень – умеет выбирать (сравнивает, обосновывает, делает выводы, указывает причины, объясняет, конкретизирует).
Высокий уровень – творческий характер деятельности (выполняет умственные операции, которым его не учили, прогнозирует, моделирует, доказывает, оценивает логику, перестраивает, применяет знания в новой ситуации).
Из истории оценивания знаний
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Конфуций
Одной из попыток иметь в основе выставляемой отметки количественное выражение с определенными критериями является предложение еще М. Ломоносовым градации, согласно которой все, что учеником сделано или упущено, должно быть обязательно обозначено с учетом следующих критериев:
ВИ — все исполнено;
НУ — не знал урока;
НЧУ — не знал части урока;
ЗУНТ — знал урок нетвердо;
НЗ — не знал задачи;
ВИЗ — все исполнил с избытком.