Социально-воспитательная среда ГУО «Гродненский районный центр творчества детей и молодежи» как перспективный ресурс формирования коммуникативной компетентности обучающихся

Социально-воспитательная среда ГУО «Гродненский районный центр творчества детей и молодежи» как перспективный ресурс формирования коммуникативной компетентности обучающихся

                                       Финогенова Анна Владимировна,

заведующий отделом ГУО «Гродненский районный центр творчества детей и молодежи»

Коммуникативная компетентность рассматривается нами как способность человека  выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности. Она предполагает в равной степени и освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей, и понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий. Особенно важен "ментальный" аспект - осмысление социальной среды, осознанное выстраивание отношений с окружающими людьми, как считает кандидат социологических наук Веселкова Н. В. Этим и определяется существенная роль учреждения образования в формировании коммуникативной компетентности обучающихся.

Реализация инновационного проекта «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений» показала, что эта тема становится в учреждении образования все более актуальной и обсуждаемой, но это еще не говорит о наличии существующей педагогической практики.

Что же для родителей и учителей означает термин «коммуникативная компетентность»? Какие смыслы они вкладывают в это словосочетание? На этот вопрос смогли или пожелали ответить только 40% от числа опрошенных родителей. Они считают, что коммуникативная компетентность – это умение вести себя в обществе, знания об обществе.

Понимание коммуникативной компетентности педагогами представлено следующими вариантами ответов: умение разобраться в жизненной ситуации, найти способы решения любой жизненной проблемы; способность восприятия нового; самостоятельное мышление; самореализация личности; умение общаться с людьми.

Однако на вопрос о наличии практического опыта у педагогов по формированию коммуникативной компетентности обучающихся положительный ответ дали только 49,7 % учителей и педагогов дополнительного образования. Как следствие, нами было обеспечено интегративное взаимодействие педагогов дополнительного образования детей и молодежи и учителей школ – участников проекта. 

И поскольку в социально – воспитательную среду включены и педагоги и родители, мы сочли необходимым расширить их знания и познакомить с современными практиками по вопросам формирования коммуникативной компетентности.

С целью развития профессиональных компетенций и инновационной культуры педагогов создана «Коучинговая площадка». Занятия проводятся в активной форме: кейс «Как приобщить учащихся и родителей к участию в инновационном проекте с наибольшей эффективностью для всех?», коучинг – сессия «Особенности коммуникативной деятельности педагога», тренинг: «Приоритетные направления взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями по формированию и развитию у обучающихся коммуникативной  компетентности», семинар - практикум «Мастерство педагога по развитию коммуникативной компетентности учащихся», тренинг «Эффективное общение». По мнению педагогов, эти занятия способствовали формированию у них инновационного социально – ценностного педагогического опыта по вопросам коммуникативной компетентности и внедрения его в практику своего учреждения образования.

Для педагогов создана также электронная библиотека необходимой литературы.

Одним из педагогических условий формирования коммуникативной компетентности у учащихся является повышение воспитательной активности родителей и культуры общения в семье. С целью объединения усилий педагогов и родителей как участников социально – культурной среды и важного ресурса формирования коммуникативной компетентности обучающихся, площадкой для работы с родителями стал «Оnline – университет», в котором они получают знания и практические навыки по вопросам формирования коммуникативной компетентности у детей, опыт взаимодействия в семье.

После первого занятия «Введение в проблему коммуникативной компетентности» 98% родителей проявили интерес к теме и стали партнерами педагогических коллективов в реализации инновационного проекта. На вопрос «Полезна ли была Вам эта информация?» - 90,6% ответили «да». На вопрос «Желаете ли Вы стать участником нашего проекта?» - 90,6% ответили «да». 87 % родителей отметили, что не задумывались раньше о значимости в формировании коммуникативной компетентности семьи и о значении данной компетентности в становлении личности. В течение 2021- 2022 г.г. обсуждены вопросы: «Роль семьи в формировании коммуникативной компетентности ребенка». «Как общаться с ребенком», «Коммуникативная компетентность детей и ее роль в системе карьерного роста».

Педагогическая практика показывает, что семья, школа и учреждения дополнительного образования, детские и молодежные общественные объединения, улица, средства массовой информации - это те воспитатели, которые оказывают формирующее влияние на развитие личности, в том числе и формирование коммуникативной компетентности. Ребенок делает выбор в пользу той среды, которая оказывает более сильное влияние. Поэтому мы большое внимание уделяем структурированию социально-воспитательной среды с высокими характеристиками совместной жизнедеятельности. Такими показателями являются: высокий уровень общественного признания социально- воспитательной общности в регионе; содержательная совместная деятельность, ориентированная на высокие социальные ценности; создание имиджа центра творчества как эффективного учреждения образования.

Этому во многом способствует активная роль Гродненского районного исполнительного комитета и Районного Совета депутатов как субъектов социально – воспитательной среды. Участие в районных мероприятиях руководства райисполкома и Совета депутатов, руководителей управлений и отделов райисполкома – это воспитательное пространство, которое создает условия для формирования коммуникативной компетентности и коммуникативной культуры. О районном саммите и его значении в воспитании коммуникативной культуры рассказала директор центра, а я хочу обратить ваше внимание на совместные с районным Советом депутатов семинары с участием членов районного Молодежного парламента и лидеров школьных систем самоуправления. В этом году с участием отдела экономики будут обсуждаться вопросы: «Инициативы Молодежного парламента как ресурс сохранения исторической памяти и профессионального самоопределения учащейся молодежи», «Бизнес для молодежи: перспективы развития».

В соответствии с Программой реализации инновационного проекта нами изучено влияние созданной центром творчества социально – воспитательной среды на формировании коммуникативной компетентности и культуры обучающихся. Получили следующие результаты:

- научились находить успешные формы общения – 53,2 % респондентов;

- уверенность в себе, раскованность воспитали в себе 74,7 %;

- проявлять инициативу в общении научились 68,6 %;

-навыки культурных норм в общении приобрели 62,8 %.

- 87,6 % обучающихся ответили, что созданное воспитательное пространство - результат созидательной и интегрирующей деятельности центра творчества, - это благоприятные условия для их самореализации.

Приложение 1.  Коучинговая площадка для педагогов - новаторов

Приложение 2. Коучинговая площадка для педагогов – новаторов: коучинг «Коммуникативная компетентность. Работа учителя по развитию коммуникативной компетентности учащихся».