Материалы опорной методической площадки

ПЛАН работы опорной методической площадки ГУО «Гродненский районный центр творчества детей и молодёжи» на 2023/2024 учебный год (скачать)


ПЛАН работы опорной методической площадки ГУО «Гродненский районный центр творчества детей и молодёжи» на 2022/2023 учебный год (скачать)


Презентация опыта деятельности опорной методической площадки ГУО «Гродненский районный центр творчества детей и молодежи» в 2022/2023 учебном году

 

Финогенова А.В., заведующий учебно–методическим кабинетом

ГУО «Гродненский районный центр творчества детей и молодежи»

 

Методическая тема опорной методической площадки: «Создание системы управления развитием дополнительного образования детей и молодежи на уровне региона»

Мы являемся многопрофильным учреждением образования и организуем свою работу с учетом особенностей сельского региона.

Основой системы управления развитием дополнительного образования детей и молодежи для нас является кластерный подход как управленческий ресурс. А опорная методическая площадка – это своеобразная трибуна или можно сказать кафедра, объединяющая и создающая условия для повышения собственных компетенций и компетенций участников регионального кластера в вопросах формирования патриотичной и нравственно зрелой личности учащихся.

Это позволило нам сформировать эффективное воспитательное пространство Гродненского района, которое создает условия для раскрытия творческого потенциала, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи.

Итак, субъектами регионального кластера на основе социального партнерства выступают все учреждения общего среднего образования, детские и молодежные общественные объединения, Гродненский районный Совет депутатов, райисполком, сельские исполнительные комитеты, СПК, Белорусская Православная Церковь, Гродненский государственный университет им. Я. Купалы и родители учащихся.      

Приоритетным направлением в деятельности субъектов регионального кластера является проектная деятельность, которая предполагает решение следующих задач:

- развитие профессиональных компетенций педагогов;

- повышение знаний родителей по различным направлениям воспитания детей;

- формирование у учащихся активной гражданской позиции, любви к малой родине, готовности к служению Отечеству посредством совместной деятельности учащихся, родителей, представителей органов власти, предприятий и организаций региона;

- исследовательская деятельность учащихся при поддержке педагогов, родителей и общественности.

В 2023 году завершена реализация инновационного проекта республиканского уровня «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся во взаимодействии с детскими, молодежными общественными объединениями». В рамках проекта центром творчества детей и молодежи с целью развития профессиональных компетенций и инновационной культуры педагогов была создана «Коучинговая площадка».  

Педагоги стали участниками деловой игры, кейс – стади, площадки реализации креативных идей, тренингов и др. мероприятий.

Площадкой для повышения воспитательной активности родителей стал «Оnline – университет». Как результат, родители повысили свои компетенции по вопросам развития коммуникативных способностей детей в семье, узнали о правилах и секретах общения с ребенком, о влиянии конструктивного общения на развитие детей.

Кроме того, центром творчества была разработана на два года программа «Искусство общения: я и мир вокруг меня». Она решала задачи по формированию коммуникативной компетентности учащихся, поэтому была реализована в школах. В результате реализации программы учащиеся приобрели навыки бесконфликтного и эффективного общения;

        - раскрыли свою индивидуальность и   стремились к более глубокому самопознанию;

     - научились соблюдать правила общения и выражать свои эмоции в социально приемлемых формах.  

А на молодежной площадке «proЗдоровье» в рамках проекта студенты Гродненского государственного университета им.Я.Купалы проводили  для учащихся школ района интерактив «Положительный образ «Я» и моя самооценка» и  тренинги по формированию у учащихся лидерских качеств.

Следующим шагом был разработанный нами проект   – «Интерактив «Помним о достижениях предков, мечтаем о счастливом будущем нашей страны и строим его».

Проект реализован вместе со школами.

Основными событиями Интерактива были:

- районный конкурс PR – репортажей и районный конкурс телевизионного творчества учащихся «Юность. Мастерство. Талант».

Следующий районный проект, разработанный нами, - «Помним! Гордимся! Наследуем!», который реализован с детскими и молодежными общественными объединениями (занял 1 место в республике).

Главная цель проекта: стимулирование социальной активности заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-организаторов, классных руководителей учреждений общего среднего образования, педагогов дополнительного образования детей и молодежи, детских, молодежных общественных объединений по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся через сохранение исторической памяти.

На время реализации проекта была создана общественно – активная щкола «Территория лидерства», в рамках которой работали   инициативные группы из числа обучающихся для реализации проекта.

Главная идея общественно – активной школы - От малых историй – к истории страны – к исторической памяти.

С целью стимулирования социальной активности педагогов были организованы мастер – классы для заместителей директоров школ по воспитательной работе, педагогов- организаторов, классных руководителей, в результате которых они научились использованию регионального  компонента в патриотическом воспитании детей. Также им были представлены эффективные модели формирования у учащихся объективного отношения к историческому прошлому малой родины и Республики Беларусь.

Завершением проекта «Помним! Гордимся! Наследуем! стал мини - проект «Поклонимся великим тем годам».

Нами был разработан специальный проект – лидерская смена в оздоровительном лагере «Сузорье» - «Достояние Гродненского района». Благодаря сформированному кластеру, путевки детям оплатили полностью предприятия, где работают их родители.

С целью формирования у учащихся созидательной активности, гражданских и патриотических качеств был разработан и реализован районный проект «Год мира и созидания: патриотизм в действии». Как результат, на территории каждой школы высажены аллеи из кустов сирени под общим названием «Сирень победы». В каждом учебном классе всех школ учащимися, родителями и педагогами оформлены Патриотические уголки. Старшеклассники провели Уроки мужества для учащихся начального звена «Дети Беларуси – Герои Великой Отечественной войны». Учащимися проведена исследовательская работа по изучению истории своих школ. Все материалы оформлены в специальные альбомы «История моей школы». Проведен конкурс аудиогидов «Дом, в котором я живу». Все материалы реализации проекта были представлены на августовском педагогическом форуме.

Совместно с участниками регионального кластера реализована первая часть районного проекта «Человек труда на карте Гродненского района». Итогом стали снятые учащимися видеоролики о тружениках сельского хозяйства, которые внесли и вносят значительный вклад в развитие и процветание Гродненского района. Проект способствовал патриотическому воспитанию учащихся, формированию у них чувства гордости за свою малую родину и за земляков, прославляющих ее.

Ярким примером использования территориального кластера в воспитании учащихся является ассоциация школьных систем самоуправления «СОДРУЖЕСТВО». Также созданная нами. Высшим ее органом является районный саммит. 1 декабря состоялся уже 12 –ый. Его тема «Молодежь, инициатива, развитие».

В саммите приняли участие председатель и заместитель председателя Гродненского райисполкома, начальник управления образования Гродненского райисполкома, председатель Скидельского горисполкома, заместитель декана факультета истории, коммуникаций и экскурсий, ветераны педагогического и сельскохозяйственного труда.  Программа саммита предусматривала панельную сессию «Молодежь и вызовы XXI века», на которой раскрыты вопросы: «Молодежь в условиях трансформации: жизненные ценности и социальная ответственность», «Образование и профессиональное развитие», Современные достижения и программа развития Гродненского района: будущее для молодежи».  Далее состоялся открытый диалог «Человек труда на карте Гродненского района». В рамках коммуникационной площадки «От ученического самоуправления к государственному управлению» студентами Гродненского государственного университета им. Я.Купалы проведен интерактивный тренинг «Нетворкинг для жизни», специалистами Гродненского районного центра творчества детей и молодежи - кейс «Мой старт – самоуправление».

Участниками саммита в разные годы были также депутат национального собрания Республики Беларусь, дважды - начальник главного управления образования Гродненского облисполкома Абрамчик Руслан Юрьевич, председатель областного комитета государственного контроля.

Одним из важнейших направлений использования регионального кластера как важного ресурса в формировании активной гражданской позиции учащихся являются семинары    районного Совета депутатов с участием членов районного Молодежного парламента и лидеров школьных систем самоуправления. В прошедшем году такой семинар состоялся на тему «Бизнес для молодежи: перспективы развития». Такие семинары проходят с посещением предприятий Гродненского района, Гродненского аграрного университета, где учащиеся знакомятся с настоящим и будущим в развитии района и определяются перспективы для молодежи.

Об активном использовании регионального кластера как ресурса управления свидетельствует и еще одно направление в нашей деятельности. Нами был разработан и реализован в 2023 году районный проект «Школа управления» для директоров учреждений общего среднего образования Гродненского района.  Это способствовало повышению их компетенций по вопросам эффективной системы управления воспитательной и идеологической работой в школе в условиях современных вызовов.

Мы также являемся авторами разработки плана районной методической площадки для заместителей директоров по воспитательной работе «Педагогический менеджмент в практике управления воспитательной работой: организация, руководство, контроль». В прошедшем году проведено 5 семинаров – практикумов по вопросам   актуальных   аспектов управленческой деятельности при организации воспитательной, идеологической и социальной работы. В этом учебном году проведено уже два семинара.

Повышение профессионального мастерства классных руководителей также осуществляется нами в рамках кластерного подхода. Семинары – практикумы «Современные воспитательные технологии как инструмент повышения эффективности воспитательной работы в классном коллективе», и «Вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность как важнейшее условие формирования у них активной гражданской позиции» состоялись уже в этом учебном году.

Подводя итоги выше изложенному, мы с уверенностью можем сказать, что сформированное нами, благодаря кластерному подходу, воспитательное  пространство – есть результат деятельности, причем не только созидательной, но и, что особенно важно, интегрирующей. Механизмом организации его является «со – бытие» детей и взрослых.  В рамках событийной концепции мы ощущаем положительные изменения во внутреннем мире наших детей, их мыслях и чувствах, в  действиях и поступках. В перечисленных творческих практиках внимание сфокусировано  на личностное и социально-нравственное  их развитие, на формирование  коммуникативной компетентности, воспитание гражданской позиции, нравственных чувств и навыков сотрудничества. Деятельность учащихся организована здесь на основе их собственных интересов и потребностей, в которой каждый может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Это то, ради чего мы работаем.

 Презентация выступления (скачать)


Год мира и созидания: патриотизм в действии

Так называется районный проект, разработанный заведующим отделом ГУО «Гродненский районный центр творчества детей и молодежи», который реализуется в учреждениях общего среднего и дополнительного образования Гродненского района.

         В канун Дня Победы мы подводим итоги сделанного.

Реализация проекта началась в январе 2023 года и закончится в декабре 2023. Но уже сейчас сделано немало. Главный вывод – воплощается в жизнь идея проекта «От слова – к делу. От сердца – к сердцу. Честно. От души».

В каждом учреждении общего среднего образования созданы инициативные группы среди детей и молодежи для реализации проекта. На стартовой площадке «Мир начинается с нас: пространство созидания» было отмечено, что проект является самым искренним и вызвал большой интерес у родителей и жителей микрорайона учреждения образования.

Старшеклассники школ провели уроки мужества для обучающихся 1-4 классов на тему «Дети Беларуси – Герои Великой Отечественной войны». Материалы об итогах урока свидетельствуют об их значимой роли в гражданско-патриотическом воспитании не только детей начального звена. Учащиеся средних и старших классов, которые проводили уроки мужества, почувствовали свою ответственность за судьбу страны и осознанно подтвердили свою активную роль в дальнейшей реализации проекта.

Во всех учебных классах учителями и учащимися с помощью родителей оформлены патриотические уголки: «Захоўваем народныя традыцыі», «Мая Радзіма – Беларусь», «Вобразы мілыя роднага краю», «Край мой – гордость моя», «Год мира и созидания», «Наша краіна – Рэспубліка Беларусь», «Знаем историю, дорожим прошлым и строим будущее», «Беларускі скарб » и др.

В рамках гражданско-патриотической акции «Февраль памяти» проведена районная благотворительная акция «Золотая ленточка». Основная цель акции – привлечение внимания к проблемам детей, больных раком, путем вовлечения членов ОО «БРПО» и ОО «БРСМ», тимуровских и волонтерских отрядов в социально значимые дела, в благотворительную помощь. В акции приняли участие 490 волонтеров, 930 членов ОО БРПО, 280 членов ОО БРСМ, 67 педагогов учреждений образования Гродненского района. В рамках акции собрано 1570 единиц средств личной гигиены, которые переданы в социально-благотворительное учреждение Центр помощи жизни «Пора».

Организована исследовательская деятельность обучающихся на тему: «История моей школы». В представленных материалах имеются исторические сведения о первых постройках зданий, о руководителях и педагогах, об учащихся, выпускниках. Юные исследователи рассказывают о педагогах – участниках Великой Отечественной войны, о выпускниках, ставших знаменитыми и прославившими Республику Беларусь. В районным конкурсе аудиогидов «Дом, в котором я живу» участвовали все учреждения общего среднего образования. Аудиогиды рассказывают о народных традициях, исторических событиях своей малой родины и знаменитых земляках.

В канун Дня Победы проходит патриотическая акция «Сирень Победы»: на территории каждой школы учащиеся высаживают аллеи из кустов сирени. В акции принимают участие специалисты сельисполкомов, СПК, военнослужащие, ветераны  и родители.

По мнению учащихся, самым главным для них в реализации проекта стало возросшее чувство гордости за малую родину и земляков, прославивших ее, уважение к достойным страницам прошлого и свершениям сегодняшним, ощущение причастности к настоящему и будущему своего края и Республики Беларусь.

Впереди еще много дел. Историю Гродненского района и нашего Отечества пишет и создает молодое поколение. И это вдохновляет нас, педагогов. Реализация проекта продолжится до декабря 2023 года. Его итогом станет сформированная мотивация учащихся на созидательную деятельность во благо малой родины и Отечества.

 

  

  


Обобщенный опыт работы  опорной методической площадки в ГУО «Гродненский районный центр творчества детей и молодёжи» за 2022 год


 «PR-технологии – в системе гражданского и патриотического воспитания

детей и молодёжи»

      В государственном учреждении образования «Гродненский районный центр творчества детей и молодежи» в 2022 году реализуется краткосрочный творческий проект «PR-технологии – в системе гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи». Главная идея проекта: воспитание у учащихся нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа и чувства благодарности защитникам Беларуси.  Развитие уважения к истории своего Отечества, его традициям и людям, создающим их. Актуализация мотивации молодежи на личную ответственность за сохранение исторической памяти и построение собственного жизненного пути.

Среди современных образовательных технологий (проектная, исследовательская деятельность и др.), способствующих реализации данной идеи, особое место занимают технологии установления связей субъекта с общественностью, или PR-технологии. По мнению психологов, коммуникативное мастерство, коммуникативная культура и личное обаяние субъекта, которые формируются в процессе использования PR-технологий, оказывают наибольшее влияние на социализацию учащихся, формирование у них гражданско-патриотических качеств. Ученые считают, что коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей, она обеспечивает успешную социализацию детей и подростков, их адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни (Г.К. Селевко, Н.В. Кузьмина, А.В. Мудрик). Таким образом, от коммуникативной культуры человека во многом зависит успешность его деятельности в личной, общественной и профессиональной среде. А самый быстрый, удобный, актуальный способ применения этих знаний на практике, – межличностное общение.

Такую возможность представляют PR-технологии.

PR – это искусство достижения гармонии с внешним окружением посредством взаимопонимания, основанного на правде и информированности.

PR – это организация  событийных мероприятий, которые интересны и организующим их, и общественности.

Учреждения образования являются моделью общества, и в них, как в любом сообществе, есть общие интересы педагогов, обучающихся, их родителей и внутренние потребности, которые реализуются в совместном обсуждении актуальных вопросов современности.

Одной из PR-технологий, доказавшей свою эффективность, стала технология Ретровзгляд «Память поколений – достояние будущего». Проект был представлен на областной конкурс и занял первое место. Автор проекта – заведующий отделом ГУО «Гродненский районный центр творчества детей и молодежи» А.В.Финогенова.

Мероприятия, включенные в Ретровзгляд, способствовали повышению культуры общения и взаимопонимания, благодаря включению учащихся в общее дело, направленное на сохранение исторической памяти. Учащимся была предоставлена возможность получения практического опыта социализации через участие в совместной деятельности. Осуществлялось обогащение единого воспитательного пространства, направленного на патриотическое воспитание учащихся.


Обобщенный опыт работы  опорной методической площадки

                                                                                                                             20 мая 2022

    Инновационная область: «Создание системы управления развитием дополнительного образования детей и молодежи на уровне региона: опыт и результаты».

А.  Целевое назначение.

Расширение сети партнерских контактов с государственными учреждениями, детскими и молодежными общественными объединениями как важного фактора развития системы управления дополнительным образованием детей и молодежи.

Б.В. Деятельность ОМП. Направления, эффективные формы и примеры взаимодействия

Система управления развитием дополнительного образования детей и молодежи в Гродненском районе основана на интеграции ресурсов центра творчества детей и молодежи,  учреждений общего среднего образования, социальных партнеров, детских, молодежных общественных объединений.  

Созданная модель взаимодействия стала основой для разработки и реализации педагогическим коллективом Гродненского районного центра творчества детей и молодежи инновационного проекта республиканского уровня «Внедрение модели формирования социальной успешности учащихся учреждений общего среднего образования». Главная идея проекта заключалась в формировании социальной успешности учащихся  через развитие ученического самоуправления. Акцент делался на создании учащимся специально  организованных условий для самовыражения с учетом особенностей времени и социокультурной ситуации,  местных гарантий и желаний самих учащихся. Актуальными стали новые  подходы к организации деятельности детско-взрослого сообщества по   формированию у учащихся адекватной самооценки, коммуникабельности, потребности в успехе и самосовершенствовании, готовности выступать лидером в условиях конкуренции.

Формирование социальной успешности учащихся через развитие ученического самоуправления  осуществлялась с использованием специальных  технологий.

Технология коммуникативного сотрудничества. Она позволила сформировать  у учащихся опыт коммуникативного сотрудничества, составить  собственную модель общения.

Технология эффективного принятия решения способствовала формированию опыта работы в группе, навыков и умений принятия решений в модельных ситуациях.

Технология рефлексивного поведения помогла сформировать у учащихся умения и навыки адекватной самооценки, ценностных ориентаций, темперамента, интеллектуального потенциала, мотивации, коммуникативных навыков.

Технология конкурентоспособного  поведения позволила осознать уровень своей социальной успешности в настоящем и пути развития в будущем.

С целью эффективной работы по формированию социальной успешности учащихся  значительное внимание уделялось повышению  личностных и профессиональных компетенций педагогов. Было обеспечено интегративное взаимодействие педагогов дополнительного образования детей и молодежи и учителей школ – участников проекта.

Расширилось эффективное партнерство с родителями. Для них работает онлайн – университет.

Для учащихся были разработаны образовательная «Программа формирования социальной успешности» и практико- ориентированная  программа «Диалоги об успешности», в реализации которых принимали участие преподаватели и студенты Гродненского государственного университета им. Я.Купалы, педагоги-психологи, классные руководители  учреждений общего среднего образования и педагоги дополнительного образования.

В летний период партнерами центра творчества детей и молодежи являются детские оздоровительные лагеря. Проект лагерной смены для старшеклассников «Достояние Гродненского района» реализован в оздоровительном лагере «Сузорье» Гродненского района  с круглосуточным пребыванием детей. По инициативе районного центра творчества детей и молодежи и при поддержке Гродненского районного исполнительного комитета  путевки для учащихся оплатили  предприятия и организации, где работают их  родители. Следовательно, проект не требовал  дополнительных бюджетных средств и расходов родителей, что, в свою очередь, способствовало беспрепятственному комплектованию смены учащимися, на которых ориентирована программа. 

К Году малой родины был приурочен проект   лагерной смены «PROрегион».    Проект был направлен  на воспитание гражданина Республики Беларусь, патриота своей малой родины, знающего и любящего свой район, город, деревню, почитающего его традиции, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании Гродненского района. Реализован в оздоровительном лагере «Сузорье».  Главная идея Проекта – организация исследовательской деятельности на тему «Гродненский район: малая родина с большой историей». Исследовательская работа учащихся была организована по направлениям:

 - Гродненский район – исторический;

 - Гродненский район – героический;

 - Гродненский район – самобытный;

 - Гродненский район – молодежный.

Проект  не требовал дополнительных финансовых затрат, так как спонсорами его выступили  отдел идеологической работы и по делам молодежи Гродненского райисполкома,  Гродненский районный комитет ОО «БРСМ», Гродненский районный центр творчества детей и молодежи.

Новизна проекта заключалась  в том, что по правилам сюжетно – ролевой игры  участники смены являлись членами экспедиции, что позволило им путем самостоятельного исследования открыть  для себя малоизвестные  и новые страницы  малой родины через судьбы своих земляков, их традиции, культуру регионов Гродненского района, реализацию проектов своих сверстников.           

Вместо отрядов были организованы  коннект - сообщества   «Tra-Well (хорошее путешествие), «Bon voyage» (приятное путешествие), «Барсы» (быстрые, активные, решительные, смелые), «Меркурий» (главный Бог - покровитель путешественников). В процессе путешествия коннект – сообщества вели Полевой дневник, а главным  их событием стали  PR – репортажи:  «Я  ў глыбіню вякоў з хваляваннем гляджу», «Гродненский район: репортаж из сорок первого»,    «Возвращение к истокам».  

С 2020 года центр творчества совместно с учреждениями общего среднего образования  реализует инновационный проект республиканского уровня «Внедрение модели формирования коммуникативной компетентности учащихся в системе взаимодействия учреждения образования с детскими, молодежными общественными объединениями». Для успешной реализации проекта нами сформирована социально-воспитательная среда   как     перспективный  ресурс формирования коммуникативной компетентности обучающихся. В основе взаимодействия центра творчества с учреждениями общего среднего образования, детскими и молодежными общественными объединениями лежат две модели.  Первая модель основывается на равноправном партнерстве центра творчества, школы как государственных образовательных учреждений и детских, молодежных  общественных  объединений как организаций, имеющих собственную программу развития. Как субъекты партнерства,  мы совместно разрабатываем  программы и проекты, обогащаем  содержание воспитания. Такое партнерство характеризуется динамизмом, демократизмом, автономностью общественных объединений. Как следствие, совместно с Гродненским  районным   Комитетом ОО «БРСМ»  ежегодно проводятся акции «Сад надежды» (посадка деревьев), «Новая жизнь в обмен на крышечки», «Час земли», «Энерго – Бум», «Неделя леса», «Чистый лес». Комитет ОО «БРСМ» также выделяет денежные средства на поощрение победителей районных конкурсов.

Шире используется нами  вторая  модель. Суть ее заключается  в том, что отношения учреждений общего среднего,  дополнительного образования  и детских, молодежных общественных структур  формируются как взаимодействие субъектов воспитательной системы школы, придавая ей черты самоуправляемой, демократической. Общественные объединения здесь  выступают компонентом воспитательной системы и находятся в тесной взаимосвязи с ее другими структурами. Взаимодействие субъектов осуществляется на уровне «класс – объединение», «управление и самоуправление».  В такой модели куратором детских и молодежных общественных объединений является центр творчества детей и молодежи.

И одна и другая модель взаимодействия играют значимую роль в воспитании гражданской и нравственной позиции учащихся, формировании их коммуникативной компетентности.

Так, в течение двух лет мы совместно реализовали  четыре  районных проекта. Например, в  проекте «Объединенные улицы» (г. Скидель) участвовали три школы, центр работы с детьми и молодежью по месту жительства, Скидельский горисполком и Скидельский городской комитет ОО «БРСМ». Вся практическая деятельность в рамках проекта была направлена на формирование активной гражданской позиции и коммуникативной культуры детей и молодежи.

С января 2022 года центр творчества разработал районный проект «Помним! Гордимся! Наследуем!», приуроченный к Году исторической  памяти,  который объединил все детские и молодежные общественные  объединения района и школы.

Ярким примером взаимодействия является ассоциация школьных систем самоуправления «СОДРУЖЕСТВО», созданная   центром творчества детей и молодежи, участниками которой являются все детские и молодежные общественные объединения. На ежегодном районном саммите ассоциации в качестве делегатов присутствуют лидеры школьных систем самоуправления, заместители директора по воспитательной работе учреждений общего среднего образования, представители Гродненского районного исполнительного комитета, Совета депутатов, Гродненского  районного  Совета ОО «БРПО»,  Гродненского районного Комитета ОО «БРСМ». Все мероприятия во время саммита проходят в форме диалога с руководством райисполкома, личных презентаций лидеров – учащихся, выступлений с программами общественных объединений, творческих представлений. Участниками саммита в 2021 году были начальник главного управления образования Гродненского облисполкома, председатель областного Совета депутатов.

Такие мероприятия создают социально – культурную среду, которая формирует высокие патриотические чувства, духовно-нравственную культуру, социальную активность, высокий уровень  коммуникативной компетентности, подразумевающей способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Хорошим объединяющим фактором являются районные акции, организованные центром творчества детей и молодежи при поддержке учреждений общего среднего образования.  В этом году они приобрели новое звучание. Все волонтерские отряды (186 учащихся) стали участниками акции «Золотая ленточка», которая была направлена на привлечение внимания к проблемам детской онкологии.  Пионерские дружины школ стали участниками районной акции пионерских дел «Февраль памяти».

Формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся как условия успешной социализации, адаптации и самореализации личности обеспечивает сотрудничество центра творчества, школ,  общественных объединений «Школьное лесничество» с  Индурским и Скидельским лесничествами. В 2021 году они объединились в Лесную академию, что стало новой ступенью интеграции.

Г. Результативность реализации модели.

Созданная нами  социально - воспитательная среда получила дальнейшее развитие  и является для нас  пространством памяти, культуры и  творчества для обучения и воспитания обучающихся. Это есть результат деятельности, причем не только созидательной, но и, что особенно важно, интегрирующей. Механизмом организации его является «со – бытие» детей и взрослых.  В рамках событийной концепции происходят положительные изменения во внутреннем мире обучающихся, их мыслях и чувствах, в  действиях и поступках. В перечисленных творческих практиках внимание  сфокусировано  на личностное и социально-нравственное  развитие обучающихся, на формирование их коммуникативной компетентности, воспитание гражданской позиции, нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям,  навыков сотрудничества. Деятельность учащихся организована  на основе их собственных интересов и потребностей, в которой каждый может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.

Расширение сети партнерских контактов с государственными учреждениями, детскими и молодежными общественными объединениями стало важным  фактором развития системы управления дополнительным образованием детей и молодежи. Об этом свидетельствует Диплом первой степени Министерства образования Республики Беларусь Гродненскому районному центру творчества детей и молодежи «За выніковую работу па забеспячэнні якасці дадатковай адукацыі дзяцей і моладзі».

Опыт работы описан в сборниках «Воспитание патриотизма: от истоков – к созиданию»,  «Восхождение к успеху: опыт построения эффективной модели формирования социальной успешности учащихся». Сборники  были  представлены  на Республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи, удостоены Диплома Министерства образования первой степени.

Опыт демонстрировался на международных конференциях:

 «Возможности учреждения дополнительного образования детей и молодежи в гражданско – патриотическом и культурно – оздоровительном воспитании младших школьников», «Об ориентирах, смыслах и задачах воспитания», «Финансовая грамотность обучающихся: эффективная практика формирования и развития», «Человек в пространстве ценностей: реалии в мире и образовании», « Стратегия воспитания: педагогическая реальность XXI века».

Статьи заведующего отделом «Ресурсы творчества в дополнительном образовании детей и молодежи Гродненского района» и «Человек в пространстве ценностей: реалии в мире и образовании» опубликованы в Международном вестнике науки и образования № 1 2022 года.

Изучая мнение учащихся о роли созданной центром творчества детей и молодежи дополнительного образования социально-воспитательной среды, использования эффективных практик в их обучении и воспитании получены следующие результаты:

- определили свои интересы и способности, уровень развития своего собственного внутреннего потенциала для социальной успешности - 76,3 %; 

- научились адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с требованиями предполагаемой профессии и времени – 78,8 %;

- сформировали установку на преодоление  трудностей – 74,8 %;

 - готовы выдвигать инициативы и реализовывать их – 81%;

-  освоили технологии коммуникативного сотрудничества и эффективного принятия решений – 83,4 %;

- выразили готовность к построению собственной жизни в соответствующих экономических и социокультурных условиях – 76,3 %;

- готовы к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию – 71,2 %;

- сформировали мотивацию к социальной успешности – 76%.

19 мая 2022

 

Заведующий отделом                                                                  А.В. Финогенова

 


 

ПРОГРАММА

     X Саммита  Ассоциации школьных систем самоуправления 

«СОДРУЖЕСТВО»

16 сентября 2021

Место проведения: Гродненский районный исполнительный комитет.  Оздоровительный лагерь «Сузорье» 

Тема: «Беларусь едина»

 Тайминг дня

      9.00 - 9.50     Прибытие делегатов саммита     в Гродненский

                            районный исполнительный комитет, регистрация 

       10.00- 11.30         Интерактивная проектная сессия

      1. Открытие саммита. Приветственное слово к гостями  участникам Саммита     Татьяна Михайловна Аксамит, начальник управления образования Гродненского райисполкома     

    2. Диалог молодежи  с представителями государственной  власти и   общественности:

Активная гражданская позиция молодежи – залог будущего Республики Беларусь   

                                                             Игорь Георгиевич  Жук,

                                                              председатель Гродненского

                                                              областного Совета депутатов   

Гродненская область – территория возможностей для молодежи

                                                             Руслан Юрьевич Абрамчик, начальник

                                                             главного управления образования

                                                             Гродненского облисполкома

Перспективы развития Гродненского района: новые ориентиры

                                                             Игорь Владимирович Лебецкий,

                                                             председатель Гродненского районного

                                                             Совета депутатов

Жить в мире и согласии: одна мечта на всех

                                                          Виктор Александрович Белазорович,

                                                           Декан факультета истории, 

                                                           коммуникаций и туризма, кандидат

                                                           исторических наук, доцент Гродненского

                                                          государственного университета им. Я.Купалы

 

Час вопросов «Молодёжь Гродненского района интересуется…»

 

11.30-12.30 – трансфер в ДОЛ «Сузорье»

12.30 – 13.30 - обед

  13.30 – 13.45 - Флэш - моб  «Молодая Беларусь»

13-45-  16.30                   Панорама статус – стратегии «Лидер XXI века:

                                           Личность. Патриот. Гражданин»

 13.30  -  14.00                  Страницы истории: видеоролик  о прошедших

                                            саммитах        

 14. 00  - 14.30                  Презентация молодежных инициатив

 14.30 - 15.30                    Тренинг коммуникативной компетентности

 15.30 – 16.00                    Посадка  «Аллеи мира и единства»

 16.00 – 16.30                   Работа участников саммита над общим панно

                                             «Жить в мире и согласии -  наша мечта»

16.30 – 18.00                    Закрытие саммита

                                           Активности у костра «Саммит собирает друзей»

 


ПЛАН

государственного учреждения образования «Гродненский районный центр творчества детей и молодежи»

сетевой организации деятельности субъектов методического кластера по формированию инновационной образовательной среды в регионе на 2021 год

 

Инновационная область государственного учреждения образования «Национальный центр  художественного творчества детей и молодежи»

 

Инновационная область  государственного учреждения образования «Гродненский   районный центр  творчества детей и молодежи»

Внедрение модели сетевой организация деятельности субъектов республиканского методического кластера как условие формирования инновационной образовательной среды дополнительного образования детей и молодежи

 

Внедрение модели формирования и развития у обучающихся коммуникативной компетентности во взаимодействии с детскими, молодежными общественными объединениями

 

№п/п

Мероприятия, формат проведения

Сроки

Ответственные

Субъекты сетевого взаимодействия

1.

 

 

 

Расширение сети партнерских контактов с государственными учреждениями, детскими и молодежными общественными объединениями в рамках реализации инновационной деятельности

 

Январь 2021

 

 

 

Слуцкая М.В.

Финогенова А.В.

 

 

 

 

 

 

Гродненский государственный университет им.Янки Купалы

Гродненский районный комитет общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи»

Гродненский районный Совет общественного объединения «Районная пионерская организация»

Учреждения общего среднего образования Гродненского района

 

 

Общественно активная школа «Территория лидерства»:  тренинг коммуникативных умений «Мои достоинства» 

Февраль 2021

 

Каленик И.И.

Кучук А.В.

Сегень В.И.

Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

 

2.

 

 

 

3.

Онлайн - университет для родителей: «Роль семьи в формировании конкурентоспособной личности ребенка»

Февраль 2021

Финогенова А.В.

Кучук А.В.

Учреждения общего среднего образования

Родительская общественность Гродненского района

 

 

«Коучинговая площадка». Кейс «Как  приобщить учащихся и родителей к участию в инновационном проекте с наибольшей эффективностью для всех?»

Март 2021

 

Финогенова А.В.

Учреждения общего среднего образования

Родительская общественность Гродненского района

 

 «Коучинговая площадка». Тренинг:  «Приоритетные направления взаимодействия с детскими и молодежными объединениями по формированию и развитию у обучающихся  коммуникативной  компетентности»

Апрель

2021

Каленик И.И.

Кучук А.В.

Сегень В.И.

Учреждения общего среднего образования

Гродненский районный комитет общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи»

Гродненский районный Совет общественного объединения «Районная пионерская организация»

 

 

Общественно активная школа «Территория лидерства»:  тренинг коммуникативных умений «Мои достоинства» 

Февраль 2021

 

Каленик И.И.

Кучук А.В.

Сегень В.И.

Гродненский государственный университет им.Янки Купалы

 

 

Молодежная площадка «proЗдоровье» с участием студентов Гродненского государственного университета им.Я.Купалы

Февраль

2021

Каленик И.И.

Кучук А.В.

Сегень В.И.

Гродненский государственный университет им.Янки Купалы

 

 

Районный Саммит лидеров детских и молодежных  общественных объединений, школьных систем самоуправления Ассоциации «СОДРУЖЕСТВО»

Сентябрь  2021

 

 

Финогенова А.В.

Каленик И.И..

Кучук А.В.

Сегень В.И.

 

Главное управление образования Гродненского облисполкома

Гродненский областной Совет депутатов

Гродненский районный исполнительный комитет

Гродненский районный Совет депутатов

 

Коучинговая площадка для педагогов-инноваторов «Коммуникативная компетентность педагога: эффективное общение»

Ноябрь  2021

Финогенова А.В.

Буйновская С.С.

Учреждения общего среднего образования

 

 

  Онлайн -университет  для родителей  «Как общаться с ребенком».

Октябрь 2021

Финогенова А.В.

 

Родительская общественность Гродненского района

 

Молодежная площадка «proЗдоровье» с участием студентов Гродненского государственного университета им.Я.Купалы. Тренинг коммуникативного общения для обучающихся

Ноябрь 2021

 

Сегень В.И.

Лапковская Е.Н., доцент кафедры педагогического факультета ГрГУ им. Я.Купалы

Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

 

 

 

Подготовка тьютеров –студентов ГрГУ им. Я. Купалы для работы воспитателями в детском оздоровительном лагере «Сузорье»

Апрель-май 2021

Сегень В.И.

Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Детский оздоровительный лагерь «Сузорье»

 

Интеллектуальный марафон  для педагогов дополнительного образования интеллектуального профиля: «Интеллектуальное движение в новом формате: формы и пути осуществления» 

Февраль 2021

Писанко Е.М.

Учреждения общего среднего образования

 

 

Научно - исследовательская площадка для педагогов дополнительного образования

В течение года

Писанко Е.М.

Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Гродненский государственный аграрный университет

 

 

Научно-практическая открытая конференция «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся»

Февраль 2021

Тыщенко Е.И.

Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Гродненский областной центр туризма и краеведения

 

Районный онлайн семинар-практикум в форме презентационной площадки по теме «Народные музеи – пространство идей: проекты, технологии, практики» (ГУО «Путришковская СШ», ГУО «Лойковская СШ»)

Сентябрь 2021

Тыщенко Е.И.

Учреждения общего среднего образования

 

 

Онлайн - школа педагогического мастерства «Организатор детского движения»

Февраль, сентябрь

2021

Каленик И.И.,

Кучук А.В., Сегень В.И.

Гродненский районный Совет общественного объединения «Районная пионерская организация»

 

 

Кейс-стади «Актуальные  направления использования  современных образовательных технологий в работе детских и молодежных общественных объединений»

Ноябрь  2021

Каленик И.И., Сегень В.И.

Учреждения общего среднего образования

 

 

 


 

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                                               

                                                        Республиканская   НПК – онлайн –

                                                        конференция Финогенова А.В., и.о. директора ГУО

                                                         «Гродненский районный центр творчества

                                                         детей и молодежи» 24.10.2019

В соответствии с темой опорной методической площадки нами реализуется кластерный  подход в организации образовательной среды центра творчества детей и молодежи.

Кластерный подход обеспечил:

– концентрацию управленческих усилий центра творчества, учреждений общего среднего образования, Гродненского районного исполнительного комитета, предприятий Гродненского района, направленных на создание и развитие образовательного пространства;

– распределение  функциональных задач между различными элементами кластера, связанными между собой единой задачей, позволило выявить «проблемные поля»,  как в содержательном, так и организационном решении вопросов и соответственно найти оптимальные алгоритмы для обеспечения дополнительного образования детей и молодежи, формирования у них активной гражданской позиции, патриотических и нравственных качеств;

– кластерный подход позволил опереться на синергетический эффект, т. е. каждая школа, социальные партнеры отрабатывали  свою часть общей  задачи, решали ее исходя из своего места в функциональной системе,

тем самым способствовали внедрению новых подходов в систему дополнительного образования.

Включение в кластер социума и его конкретных институтов позволило создать дополнительные взаимоотношения между учреждениями общего среднего,  дополнительного образования и родителями, учреждениями культуры, жителями микрорайонов.

Так нам удалось реализовать шесть районных проектов. Последний – «Объединенные улицы», в котором участвовали жители г. Скиделя, три школы, профессионально-технический лицей, центр работы с детьми и молодежью по месту жительства, учреждения культуры, Скидельский горисполком.

Проект способствовал укреплению связи поколений, межличностных взаимоотношений, восполнился дефицит общения. Он явился многоуровневой формой интеграции в рамках кластерного подхода.

Основная идея проекта – объединение усилий гражданского сообщества в воспитании гражданской и нравственной позиции учащихся, организации досуга детей и молодежи.

Ярким примером является районный Саммит Ассоциации школьных систем самоуправления «СОДРУЖЕСТВО». Участниками его, кроме учащихся, являются заместители директора по воспитательной работе всех школ района,  ответственные работники райисполкома в зависимости от темы Саммита, председатель районного Совета депутатов, представители общественности. Такое представительство повышает статус Саммита среди школьников, педагогов, родителей и общественности. Он способствует не на словах, а на деле гражданскому становлению личности, формирует высокие патриотические чувства не только к малой родине, но и к стране в целом.

Объединение в кластер на основе вертикальной интеграции формирует положительный имидж центра не только в системе образования, но и законодательной и исполнительной власти, среди предприятий и организаций района.

Об этом, к примеру,   свидетельствует то, что  в рамках  проекта «Достояние Гродненского района», который был реализован на базе оздоровительного лагеря «Сузорье»,  путевки учащимся – участникам проекта полностью оплатили предприятия, где работали родители этих учащихся.

Кластерный подход играет важную роль в повышении успешности не только педагогического коллектива, но и отдельных педагогов. Например, два работника центра творчества детей и молодежи были удостоены премии  райисполкома в номинации «Лучший организатор воспитательной работы».

Грамотами райисполкома и облисполкома, районного и областного Совета депутатов, Министерства образования ежегодно награждаются специалисты центра.

Гродненский районный исполнительный комитет оплачивает выезд педагогов с творческими коллективами на республиканские и международные фестивали и конкурсы. Ежегодно делегации учащихся выезжают в Республику Польша и Российскую Федерацию в оздоровительные лагеря.

Ещё один параметр оценки кластерного подхода - социальная результативность. Она   определяется следующими  показателями:

 - в центре появились новые направления в дополнительном образовании: сначала это были объединения по робототехнике для младших школьников, теперь это уже «Роболаб» - целое объединение педагогов, работающих в данном направлении с учащимися разных возрастов;

- тесное сотрудничество с лесхозами определяет профессию многих школьников, позволяет им получить премию Президента для талантливой молодежи;

- увеличение разработанных и реализованных педагогами инициативных социальных проектов, рост количества учащихся - участников и призёров конкурсов различных уровней.

  Наш вывод:

- понимание сути и практическая реализация кластерного подхода создают необходимые предпосылки для поиска новых ресурсов и возможностей развития системы дополнительного образования, повышения его качества и конкурентоспособности;

- в современных условиях одним из инновационных подходов в управлении учреждением дополнительного образования детей и молодежи, позволяющий эффективно использовать имеющиеся ресурсы и успешно противостоять негативным внешним и внутренним факторам, является кластерный подход как управленческий ресурс.