Новости инновационного проекта

    30 марта 2023 года в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия с детскими, молодежными общественными объединениями»  на базе педагогического факультета УО «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы прошел коммуникативный тренинг «КреаTEAM». Тренинг собрал  лидеров детских и молодежных общественных объединений школ Гродненского района. Обучение на тренинге строится по принципу «равный обучает равного», то есть студенты университета в интересной и живой обстановке организовывают активные и творческие формы взаимодействия между участниками тренинга. 

      

 

   


   2 декабря 2022 года студенты Гродненского государственного университета им. Янки Купалы стали участниками   Молодежной площадки Гродненского районного центра творчества детей и молодежи «proЗдоровье», которая работает в рамках районной общественно активной школы «Территория лидерства». Они провели коммуникативный тренинг  «ProДВИЖЕНИЕ» для лидеров детских и молодежных общественных объединений школ Гродненского района – участников инновационного проекта «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия с детскими, молодежными общественными объединениями».

  Такая встреча уже не первая. Тренинговые занятия формируют у учащихся потребность в самореализации и самовыражении, создают условия для формирования жизненного опыта, стимулируют творчество и самостоятельность,  выводят процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализуют принцип сотрудничества детей, подростков и взрослых.



Заведующий отделом Финогенова А.В. проинформировала Академию последипломного образования о формировании коммуникативной компетентности обучающихся через создание социально-воспитательной среды в рамках инновационного проекта.

 


Через деловую игру – к формированию коммуникативной компетентности!

Педагоги Озерской средней школы на практике убедились в эффективности педагогической технологии

25 ноября 2022 г. педагоги Озерской средней школы приняли участие в работе коучинговой площадки «Развивающая деловая игра как средство формирования коммуникативной компетентности обучающихся». Модератором площадки выступила заместитель директора по воспитательной работе Светлана Владимировна Лебедевич.

Как развить речевые и коммуникативные уме­ния и навыки обучающихся? С помощью какого «арсенала» раскрыть их творческие способности и, тем самым, способствовать самореализации и самосовершенствованию? Несомненно, в этом важную роль играет технология «деловой игры», которая значительно укрепляет связь между учеником и учителем, раскрывает творческий потенциал каждого ученика. В ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.

Одна из разновидностей деловой игры - «дебаты», которую на практике отработали педагоги школы.

Светлана Владимировна напомнила участникам правила проведения и особенности дебатов. Участники в составе групп «защитники» и «опровергающие» высказали свою обоснованную точку зрения по вопросам: «Лучше журавль в небе», «Лучше синица в руке». За ходом дебатов следили опытные эксперты. Участники дебатов активно приводили аргументы в пользу той или иной точки зрения, а эксперты оценивали убедительность каждого из предложенных доводов.

Заставила поразмыслить участников, казалось бы, всем знакомая сказка «Колобок». При ее обсуждении педагоги  познакомились с другой формой проведения деловых игр – игра-рассуждение. «Куда  покатился Колобок  и зачем?»,  «А была ли у Колобка цель в его путешествии?». В ходе организованного рассуждения участники пришли к выводу, что если у человека нет цели, его ожидает непредсказуемый финал. А если цель четкая, то и на финише будет достойный результат.

Завершилась встреча активным обсуждением правил общения, которые могут быть использованы во взаимодействии с окружающими людьми.


НОВОСТИ

        В рамках инновационного проекта «Внедрение модели формирования и развития у обучающихся коммуникативной компетентности в системе взаимодействия с детскими, молодежными общественными объединениями» в учреждениях общего среднего образования с 14 по 25 ноября 2022 г. проводится  деловая игра для педагогов.  

  Тема: «Развивающая деловая игра как средство формирования коммуникативной компетентности обучающихся». Практический материал разработан Гродненским районным центром творчества детей и молодежи.

      


       В соответствии с Календарным планом реализации инновационного проекта 4 ноября 2022 года состоялся районный саммит школьных систем самоуправления. Его участниками стали лидеры детских и молодежных общественных объединений. Тема саммита: «ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ: СВЯЗЬ ВРЕМЕН И  ПОКОЛЕНИЙ». Кроме учащихся школ Гродненского района участниками саммита были представители государственной власти, руководители предприятий г.Скиделя, педагогическая общественность.

    Программа саммита предусматривала диалог молодежи с представителями государственной власти «Векторы развития молодежи в пространстве исторической памяти и новой социальной реальности: семья, труд,  социальная активность, политика», открытый микрофон «Историческая память: связь времен и  поколений»,  квест-экспедицию «Профессия – Карьера-Успех», презентацию школьных систем самоуправления «Гражданин будущего: проектируем собственную жизнь». Также был избран Глава районной Ассоциации «СОДРУЖЕСТВО» и принята Программ Ассоциации школьных систем самоуправления на 2022-2023 учебный год.

 


«На пути к гармонии»

          11 мая 2022 г. в 5 классе прошло заключительное занятие «На пути к гармонии» в рамках программы развития коммуникативной компетентности обучающихся «Искусство общения: я и мир вокруг меня». Модератором встречи выступила классный руководитель 5 класса Светлана Аркадьевна Гораш.

       Общий тон встрече задало упражнение «Спасибо, что ты рядом!». Этой простой фразой ребята приветствовали друг друга, высказывали свою готовность на интересную и продуктивную работу. В рамках упражнения «Закончи предложение» ребята делились своим представлением о счастье.

       Особый интерес у участников встречи вызвало упражнение «Дорисуй портрет». Еще бы! Каждый хотел увидеть себя «глазами» своих одноклассников. Некоторых ребят так впечатлил результат, что они высказали желание разместить свой портрет дома.

     Тест по выявлению коммуникативных качеств личности позволил участникам провести самооценку данных качеств. Радует, что 89% ребят имеют средний и высокий коммуникативный контроль.

       В завершении встречи участники поделились своими  впечатлениями от занятий, высказали добрые пожелания друг другу.

 

  


«Конфликт – неизбежность или…»

«Люди становятся одиноки,

если вместо мостов они строят стены»

С.Лец

    22 апреля 2022 г. учащиеся 7 класса государственного учреждения образования «Озерская средняя школа» в очередной раз встретились в рамках реализации программы развития коммуникативной компетентности «Искусство общения: я и мир вокруг меня». Тема встречи достаточно актуальна для подростков. Ребята в рамках тематического занятия «Конфликт – неизбежность или…» формировали представление о природе конфликта, развивали способность  адекватного реагирования на различные конфликтные ситуации.

     Модератором мероприятия выступила классный руководитель 7 класса Долгошей Татьяна Александровна.

      В ходе упражнения «Приветствие»  ребята здоровались друг с другом на манер «европейцев», «японцев», «африканцев». Упражнение прошло весело и эмоционально, позволило участникам раскрепоститься.

   Модератор обратилась к эпиграфу занятия и совместно с учащимися обсудила  вербальные и невербальные барьеры общения, которые появляются во время ссор, конфликтов между людьми. Отработали на практике предложенные задания, в рамках которых учились реагировать на конфликтные ситуации с использованием различных техник.

  В завершении встречи ребята пришли к выводу, что конфликты разрушают, разрывают отношения, но, чтобы избежать их, нужно знать, почему, как, зачем   возник конфликт и только затем выбрать способ его разрешения.

  


Как управлять конфликтом?

«Люди становятся одиноки, 

если вместо мостов они строят стены»

С. Лец

    13 апреля 2022 г. учащиеся 5 класса государственного учреждения образования «Озерская средняя школа» в рамках цикла занятий программы развития коммуникативной компетентности «Искусство общения: я и мир вокруг меня»  рассуждали о конфликте и альтернативных вариантах поведения в конфликтной ситуации.

Модератором мероприятия выступила классный руководитель 5 класса Гораш Светлана Аркадьевна.

Общий тон мероприятию задало упражнение «Приветствие», в рамках которого ребята здоровались друг с другом на манер «европейцев», «японцев», «африканцев». Упражнение прошло весело и эмоционально, зарядило группу энергией.

Модератор обратилась к эпиграфу занятия и совместно с учащимися обсудила те  вербальные и невербальные барьеры общения, которые появляются во время ссор, конфликтов между людьми.

Разыграв ситуацию в классе, ребята обсудили все возможные варианты развития ситуации, порассуждали о цели разрешения любого конфликта и возможностях  превращения конфликта из ссоры в конструктивный диалог. С этой целью дополнительно ознакомились с вариантами поведения в конфликте, обратились к схеме «Я-высказывание».

В завершении встречи ребята пришли к выводу, что научиться не конфликтовать с окружающими, не раздражаться совсем не просто — этого не добиться простыми тренировками и упражнениями. Самый верный способ — навести порядок в самом себе.

     

 


«Общение в моей жизни»

Учащиеся 7 класса ГУО «Озерская СШ» продолжают формировать и развивать навыки коммуникативного общения. 21 марта 2022 г состоялась встреча учащихся в рамках темы «Общение в моей жизни». Нужно ли учиться общению? Всегда ли общение с другими людьми бывает успешным? На эти и другие вопросы пытались ответить ученики 7 класса совместно с модератором – классным руководителем Татьяной Александровной Долгошей.

В рамках информационного блока по теме занятия учащиеся порассуждали о значении общения в жизни человека, познакомились с вербальными и невербальными средствами коммуникации. При проведении упражнения «Пустой стул» ребята учились распознавать эмоции другого человека, анализировать проявления невербальных средств общения.

В рамках теста-игры «С тобой приятно общаться» учащиеся определили имеющиеся навыки общения, узнали о своих коммуникативных способностях.

Приятные впечатления, эмоции вызвало упражнение «Ива на ветру». Каждый из детей хотел стать «ивой», раскачивающейся от ласковых прикосновений одних «ветерков» и заботливо поддерживаемой другими.

В завершении занятия ребята обсудили секреты эффективного общения, составили синквейн по теме занятия.

P4TsbFioFYw.jpg       YPKXZ7BLqB4.jpg


Поведение и культура

Стимулированию поведенческих изменений, обучению индивидуальным приемам межличностного общения была посвящена четвертая встреча в рамках работы по программе развития коммуникативной компетентности обучающихся «Искусство общения: я и мир вокруг меня».

Модератором мероприятия выступила классный руководитель 5 класса Светлана Аркадьевна Гораш.

Общий тон мероприятию задало упражнение «Массаж по кругу», в рамках которого ребята настроились на рабочий лад, получили заряд положительных эмоций.

Модератор мероприятия организовала обсуждение понятий «поведение» и «культура», их взаимной связи, дала определение понятиям «культурное поведение», «культурный человек».

Упражнение «Ворвись в круг» позволило учащимся со стороны оценить свое поведение в различных жизненных ситуациях, а групповое разыгрывание ситуаций стимулировало оценку поведения окружающих людей.

В заключении ребята подарили друг другу подарки, но не совсем обычные. Используя средства пантомимы, проявили фантазию и воображение.

В рамках рефлексии занятия каждый высказался о том, что проще: подумать, как действовать, или выполнить действие?

 


«Я в мире людей: секреты эффективного общения»

19 января 2022 г. в 5 классе ГУО «Озерская СШ» прошло очередное занятие в рамках программы развития коммуникативной компетентности учащихся «Искусство общения: я и мир вокруг меня» с целью развития коммуникативных навыков учащихся, выработки доброжелательного отношения друг к другу. Модератором мероприятия выступила классный руководитель Светлана Аркадьевна Гораш.

Общий тон занятию задало упражнение «Приветствие», в рамках которого учащиеся познакомились друг с другом на манер «европейцев», «африканцев», «японцев». Упражнение было познавательным и прошло эмоционально, зарядило ребят энергией.

Выполняя домашнее задание, пятиклассники представили себя в образе растения или животного, поделились своими впечатлениями.

В процессе упражнения «Клубочек» обучающиеся научились не только говорить комплименты друг другу, но и принимать их, благодарить своих одноклассников.

Модератор мероприятия отметила, что взаимоотношения между людьми – важная составляющая жизни. Взаимоподдержка – это то, что объединяет людей, дает им возможность эффективно развиваться. Этот постулат доказало упражнение «Доброе животное», которое ребята с охотой выполнили и обсудили.

100 % учащихся отметили важность занятий в рамках инновационного проекта «Внедрение модели формирования и развития у обучающихся коммуникативной компетентности во взаимодействии с детскими, молодежными общественными объединениями».


В учреждениях общего среднего образования «Озерская средняя школа», Гожская средняя школа», «Коптевская средняя школа», которые являются опорными инновационными площадками, реализуется программа «Искусство общения: я и мир вокруг меня», разработанная центром творчества детей и молодежи в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности во взаимодействии с детскими, молодежными общественными объединениями». Большой интерес проявили обучающиеся Озерской СШ к очередному занятию «Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других», которое прошло 10 декабря 2021. Они рассмотрели структурные компоненты личности, получили возможность осознать себя как уникальную личность, развивали навыки самопознания и принятия самого себя.      


Коучинговая площадка «Коммуникативная компетентность педагога. Эффективное общение»

С целью повышения коммуникативной компетентности, в рамках реализации инновационного проекта 26.11.2021 встретились педагоги Озерской и Коптевкой школ.

Модератор площадки, заместитель директора по воспитательной работе Лебедевич С.В., отметила, что успешная работа учителя невозможна без овладения техникой педагогического общения. Описала одну из техник – «коммуникативная атака», предложила практические задания для отработки данной техники. Заинтересовали присутствующих приемы педагогического общения из книги А. Гина (роль «Адвокат», роль «Психолог»).

В завершении коучинговой площадки участники определили основные условия и секреты педагогического общения, поделились своими «лайфхаками» в построении доверительных отношений с учащимися. А заключительная игра «Солнышко» подарила присутствующим много положительных эмоций.

Изображение Изображение