Инновационная деятельность

 

20 февраля 2023 года состоялась коучинговая площадка для педагогов-новаторов

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

      В соответствии с планом реализации инновационного проекта направляю Вам материалы для ознакомления педагогов – новаторов  (можно и других классных руководителей) и проведения деловой игры с учащимися. Фото о проведении необходимо разместить на сайте и направить мне.

                                         С уважением, А.В.Финогенова

 

Коучинговая площадка

 

Тема: формируем будущее вместе: модель формирования коммуникативной компетентности обучающихся  средствами  партнерского взаимодействии с детскими, молодежными общественными объединениями

Цель: актуализация вопросов формирования у учащихся коммуникативной компетентности средствами вовлечения их в детские, молодежные общественные объединения и сотрудничества с имеющимися объединениями в школе.

 

      Мир ребенка - таинственная и чудесная планета, жители которой многое знают, многое умеют, понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей школьной деятельности. Сегодняшние дети – это взрослые 21 века. С детских лет их нужно учить трудной науке – культуре мира, диалогу, сотрудничеству.

     Актуальность выработки новых подходов, определение принципиальных направлений, взаимодействия учреждений  образования и детских молодежных общественных объединений обосновывается необходимостью формирования позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления.

   Школа – большой коллектив, а детям естественно жить в коллективе, коллективно решать свои проблемы, организовывать свой досуг. Наша цель – показать ребенку, чем неорганизованная группа людей отличается от коллектива, члены которого связаны друг с другом товарищескими отношениями, отношениями делового сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности. В развитии таких отношений важную роль играет ученическое  самоуправление.

     Ученическое  самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и потребности. Важно, чтобы самоуправление выполняло все функции, ему свойственные. Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.

      Бытует мнение, что самоуправление приживается в тех школах, где администрация, учителя, родители готовы к сотрудничеству с детьми, так как ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов.

             Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях.

              Модель ученического самоуправления включает в себя функции и законодательные, и исполнительные. С помощью самоуправления участники образовательного процесса, в том числе школьники, реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения.

В учреждении образования структура самоуправления должна включать в себя 2 уровня:

1-й уровень – ученическое самоуправление в классе,

2-й уровень – общешкольное самоуправление.

Оно решает следующие задачи:

1.Учит ребят умению руководить и подчиняться.

2.Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.

3.Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.

4.Вырабатывает правильное отношение к критике.

  1. Создает условие для проявления и развития способностей каждого ученика.
  2. Дает возможность четко и качественно организовать работу в классе, школе.

      Самоуправление – результат огромной совместной работы взрослых и детей. Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни. Это поможет подвести их к самоуправлению.

       Развитие  ученического самоуправления – дело сложное. Дети не всегда стремятся проявлять инициативу, могут за что – то отвечать, чувствовать свою значимость в организации и проведении школьных мероприятий. Поэтому важно помогать им, поддерживать начинания и инициативу, разумно направлять их деятельность и давать возможность чувствовать себя лидером в школе. Все это способствует формирования у них коммуникативной компетентности

     На первом уровне ученического самоуправления организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. И именно он является главным связующим звеном между классным ученическим самоуправлением и школьным самоуправлением.

     Работа классного руководителя является в данном случае  главной, ведь он призван воспитать нового человека нового поколения, способного найти своё место в жизни и стать достойным гражданином общества.

      Не вмешиваясь напрямую в работу детских и молодежных  организаций, не подавляя их инициативы, педагог может и должен помочь обогащению их деятельности.

     На учащихся - членов БРСМ, БРПО и других общественных объединений можно и нужно опираться как на актив, привлекая их к организации идеологической и воспитательной работы в классе. Они с помощью классного руководителя могут подготовиться и провести информационные часы, выступить инициаторами организации и проведения различного уровня воспитательных мероприятий, что безусловно формирует коммуникативную культуру и компетентность.

               Активисты-пионеры, например, могут  помочь одноклассникам  ликвидировать пробелы в знаниях у отстающих учеников.

     Классный руководитель должен оказывать помощь  БРПО и БРСМ, других общественных объединений в организации трудовой деятельности. При участии пионеров и членов БРСМ по месту жительства детей можно создать спортивные команды, оборудовать игровые и спортивные площадки, задача которых - помочь подросткам, склонным к отклоняющемуся поведению,  в разумной организации свободного времени.

    Классный руководитель помогает пионерскому активу и БРСМ продумать тему собрания, хорошо подготовиться к нему, подготовить проект решения, разумеется, при активном участии учащихся. Не следует подменять секретаря и членов бюро первичной организации. Важно приучить школьников проверять выполнение принятых решений.

    Классному руководителю необходимо наладить тесное сотрудничество с педагогом-организатором. Организация работы с активом дружины, отрядов БРПО, первичных организаций БРСМ, других детских и молодежных объединений предполагает использование игровых, интерактивных и других педагогических методик обучения актива (с учетом возраста учащихся), направленных на формирование лидерских, организаторских, коммуникативных качеств, способностей, знаний, умений и навыков.

      Важным направлением педагогической поддержки детских и молодежных объединений является создании секторов по различным направлениям, распределение обязанностей и полномочий, поручений для каждого члена общественного объединения.

    Необходимо придерживаться демократического стиля управления делами детских и молодежных общественных объединений, основанного на принципах выборности, подотчетности руководящих органов перед членами объединений, уважения прав большинства и меньшинства, мнения каждого участника.  Необходимо оказывать  помощь объединениям в подготовке и проведении выборов органов самоуправления; использовании различных форм взаимодействия (сбор, слет, фестиваль, круглый стол, коллективное творческое дело, деловая игра, пресс-конференция, открытый микрофон и т.д.); анализе проделанной работы.

     В ходе педагогического взаимодействия с детскими и молодежными объединениями целесообразно оказание им поддержки в организации социально значимой коллективной творческой деятельности. Следует содействовать проявлению социального интереса и социальной активности членов объединений через обращение их внимания на социальные проблемы, нравственное и правовое просвещение, участие в социально значимых проектах и т.д. (создание и организация работы волонтерских объединений, помощь ветеранам, инвалидам, детям-сиротам, благоустройство города, села, шефство над культурными объектами, защита природы и др.).

     Задача  классного руководителя заключается во включении школьников в детские и молодежные общественные объединения, побуждение каждого учащегося  к самоопределению, самоутверждению, самореализации и  самовоспитанию.

      Значительную помощь в организации педагогического взаимодействия с членами детских и молодежных объединений окажут пособия, подготовленные в Национальном институте образования в 2008-2009 гг.: Храмцова, Ф.И. «Детские и молодежные организации и объединения»: воспитание гражданской направленности школьников. - Минск: НИО, 2008; «Формирование нравственных ценностей учащихся в детских и молодежных объединениях»: пособие для рук. учреждений образования, педагогов-организаторов, кл. рук., работников учреждений внешк. воспитания и обучения / 

   

Сценарий интерактивной деловой игры

«За чистую молодежную политику и гражданское согласие»

Цель игры:

повысить интерес учащихся к вопросам детских и молодежных организаций Суть интеллектуальной игры заключается в моделировании  молодежных общественных объединений

Ход игры

Ведущий:

Добрый день, уважаемые участники игры «За чистую молодежную политику и гражданское согласие». Рада приветствовать вас.

         Сегодня мы предлагаем вам попробовать себя в роли членов молодежной организации: пройти путь от создания молодежной организации  до предвыборной  агитации и голосования.

         Нашу деятельность будут освещать журналисты: каждые 20 минут работа

прерывается для «экстренного выпуска новостей», информирования

участников о произошедших в ходе игры изменениях, забавных ситуациях

(реплики), об итогах работы групп.

Будьте максимально активными.

Итак, мы начинаем.

Прошу вас разделиться на три группы и занять места за столами.

Первый этап: «ЗНАКОМСТВО»

Для начала, предлагаю вам  сказать о ваших личных целях участия в игре (каждый  называет свои ожидания от игры).

Второй этап: «КОЛЛЕКТИВНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ»

Ведущий:

       За 10 минут постарайтесь объединить в своем кругу свои личные и коллективные потребности и определите  идею своей молодежной организации, которую вы хотите создать. При этом вам необходимо ответить на два вопроса: цель  (чего вы хотите добиться), название и записать ответы на листе ватмана.

Работа в группах.

Ведущий:

Итак, у вас получилась некая модель молодежной организации, а для того, чтобы она оформилась в настоящую значимую организацию, мы предлагаем вам ознакомиться с  Республиканским реестром молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой:

  1. Общественное объединение "Белорусская республиканская пионерская организация"
  2. Общественное объединение "Белорусский республиканский союз молодежи"

3. Республиканская молодежная общественная организация "Лига добровольного

Труда молодежи"

  1. Молодежное общественное объединение "Белорусский КВН"
  2. Общественное объединение "Белорусская лига интеллектуальных команд"
  3. Общественное объединение "Белорусская ассоциация клубов "Юнеско"
  4. Детское общественное объединение "Ассоциация белоруских гайдов"
  5. Белорусская молодежная общественная организация спасателей-пожарных
  6. Детская общественная организация "Белорусская республиканская скаутская организация"
  7. Республиканское общественное объединение "Белорусская федерация шотокан каратэ-до"
  8. Республиканский союз общественных объединений "Белорусский комитет

молодежных организаций"

  1. Республиканское молодежное общественное объединение "Белорусская федерация старинной автотехники "Баретро"
  2. Общественное объединение ”Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам“
  3. Общественное объединение ”Белорусская организация социальной поддержки детей и подростков ”Мы - детям“
  4. Международная ассоциация молодежных общественных организаций пожарных-спасателей

16.Общественное объединение ”Белорусский комитет Спешиал Олимпикс“

 

Список демонстрируется на экране.

Третий этап: «Как организовать молодежную организацию?»

Ведущий:

       Сейчас на основании увиденного на экране, предлагаю вам провести анализ созданной вами молодежной организации, определить направление деятельности и скорректировать идеи.  Также необходимо выбрать лидера вашей организации. В итоге на ватмане должно быть название  молодежной организации, цели и задачи, основные положения предвыборной программы. Затем состоится презентация организаций.

Продолжается работа в группах

Новости прессы

Ведущий:

Начинаем публичную презентацию молодежных организаций, созданных вами, для каждой  -  отводится 5 минут.

Идет презентация. В это время все идеи, названия организаций  фиксируются на плакате.

После презентации каждой команды участникам предлагается задать друг другу вопросы.

Ведущий:

Вашему вниманию предлагается выпуск новостей.

Выступление прессы.

Ведущий:

После обсуждения  программ организаций, предлагаю выбрать молодежную организацию, за которую вы бы проголосовали. Когда определитесь с выбором, необходимо руководителю каждой группы обосновать свой выбор публично и назвать количество голосов за ту или иную организацию.

Идет обсуждение в группах, члены групп определяются, за кого отдадут свой голос. Начинается выступление руководителей групп.

Ведущий:

Итак, голосование закончилось. Победу одержала молодежная организация (называется). Мы подводим итог нашей интерактивной игры «За чистую молодежную политику и гражданское согласие». Созданные вами молодежные организации имеют своей целью именно гражданское согласие как важнейшее условие политической и социальной стабильности общества, цивилизованных условий его жизнедеятельности. Вы продемонстрировали верность молодежи  своей Родине. Нам было очень приятно с вами работать. Перед вами лежат листочки бумаги с вопросами, поставьте, пожалуйста, свой соответствующий знак.

 

Уважаемый участник интерактивной

игры «За чистую молодежную политику и

гражданское согласие»!

Просим поставить

соответствующий знак напротив

каждого утверждения:

1.Мои ожидания от участия в игре оправдались______________

Ожидал (а) большего_________

  1. Мне нравится такая форма работы с учащимися___________________

Не нравится_____________

Спасибо!

 

 

До свидания. Желаем вам удачи и оптимизма!